«Чем крупнее проект, тем выше уровень власти и ответственности»

Как уже сообщала наша газета, ОАО «ПЗ Красногвардейский» с деловым визитом посетили генеральный директор агропромышленной лизинговой компании «Росагролизинг» В.Л. Назаров и начальник Управления технологического обеспечения животноводства и перерабатывающей промышленности этой же фирмы В.Б. Горин, который ответил на вопросы корреспондента «Гатчинской правды».

- Вячеслав Борисович, чем вызван ваш визит в ОАО «Племзавод «Красногвардейский»? Вас пригласили, или вы решили проверить, как осваиваются федеральные деньги?

— Я бы сказал, что это результат встречной работы. Перед компанией правительством поставлена задача: в интересах импортозамещения увеличить помощь аграрному комплексу с применением мер государственной поддержки, в частности, федерального лизинга. С этой целью мы организовали работу по поиску надежных, финансово устойчивых производителей сельскохозяйственной продукции, прежде всего, среди наших клиентов, чтобы вместе с ними определить варианты модернизации хозяйств и необходимый для этих целей объем финансирования.

По мнению компании, модернизация существующих мощностей наиболее эффективных хозяйств позволит в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами увеличить объем производства сельхозпродукции, усилив тем самым темпы импортозамещения.

Являясь институтом развития агропромышленного комплекса, ОАО «Росагролизинг», как никто другой понимает важность и срочность программы импортозамещения. Продление и расширение российского продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские санкции ставит перед органами АПК серьезные задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны. На сегодняшний день национальная безопасность России напрямую зависит от продовольственной безопасности. Именно так в ОАО «Росагролизинг» воспринимают задачи импортозамещения.

В августе 2015 ОАО «ПЗ Красногвардейский» обратился в компанию с инициативой по модернизации существующих мощностей по производству молока и мяса, эту инициативу активно поддержал вице-губернатор Ленинградской области С.В. Яхнюк.

В рамках мероприятий выставки-ярмарки «Агрорусь-2015» мы специально спланировали посещение ОАО «ПЗ Красногвардейский» для того, чтобы на месте определить потребности хозяйства, проработать варианты сотрудничества.

С 2010 года ОАО «ПЗ Красногвардейский» является надежным партнером ОАО «Росагролизинг», за этот период с хозяйством заключено 7 договоров лизинга на сумму 137 млн руб., обязательства по договорам лизинга исполняются без просрочек. В настоящее время хозяйством направлено в компанию шесть заявок на поставку сельскохозяйственной техники для заготовки кормов.

- То, что вы увидели сегодня в хозяйстве, вас убедило в правильности выбора?

— Особенностью данного хозяйства является то, что оно одним из первых в Ленинградской области освоило технологию добровольного доения с использованием роботов-дояров VMS DeLaval. Данный проект реализован при финансовой поддержке ОАО «Росагролизинг».

Как показала сегодняшняя встреча, «Красногвардейским» накоплен уникальный опыт эксплуатации систем добровольного доения, достигнуты впечатляющие результаты по продуктивности доения и качеству молока. Этим и объясняется высокая платежная дисциплина и финансовая устойчивость хозяйства.

Сегодня мы прорабатываем проект по увеличению мощности производства молока на основе апробированных технологий – роботизированного доения в сочетании с традиционной системой доения в молокопровод, плюс существенного увеличения парка сельскохозяйственной энергонасыщенной техники – особо подчеркну – российского производства.

- Каков масштаб федерального лизинга у предприятий Ленинградской области?

— Всего по объёму взаимодействия «Росагролизинга» с Ленинградской областью по направлению животноводства заключено лизинговых договоров на 604 млн рублей. Создано более 68 000 ското-мест и поставлено 1800 голов племенного скота.

- Вы и такой «лизинг» предоставляете?!

— Да, мы единственная в мире лизинговая организация, которая предоставляет в лизинг племенной скот. Фактически клиент может полностью купить у нас бизнес: начиная с обработки земли – и заканчивая «живностью».

- Как вы решаете, что фирме можно доверять?

— Мы оцениваем наших потенциальных партнеров по трем параметрам: финансовая устойчивость, юридическая правоспособность и опыт работы в АПК. Дополнительно оценивается еще много параметров: какова производственная мощность предприятия и что оно генерирует, каков объем сельскохозяйственной продукции и с какой рентабельностью она реализуется. Если статистика, которой мы располагаем, показывает, что у хозяйства наблюдается рост, то можно сказать, что оно крепкое, стабильное, идет в гору, значит, там хозяин с головой, там применяются научные методы организации труда, и это значит, что с таким хозяйством можно работать.

- Каков период «испытательного срока»?

— Осенью крестьянин сам себя проверяет, и мы его проверяем. Как правило, многие хозяйства просят нас устанавливать полугодовые платежи. Через полгода крестьянин деньги получил – расплатился. Кому-то мы идем навстречу (крепким, проверенным хозяйствам). А кому-то устанавливаем платежи помесячные.

- А бывает, что ваши партнеры оказываются в форс-мажорных ситуациях?

— Такие ситуации случаются, компания имеет опыт оказания помощи хозяйствам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в том числе засухи в 2010 и 2012 годах, наводнения на Дальнем Востоке в 2014 году. Сейчас рассматривается вопрос о предоставлении отсрочки контрагентам Саратовской области в связи с засухой 2015 года.

Это мы с вами сейчас печальной стороны коснулись…

А вообще, если у нас есть риск, что предприятие не так воспользуется переданным ему оборудованием, то мы этим риском управляем. Начиная с 2010 года, мы буквально «отточили» стандарты выбора клиентов. Тем не менее, имеются случаи нарушения платежной дисциплины. Однако, имея право расторгнуть договор с неплательщиком и изъять у него оборудование, мы редко прибегаем к таким мерам. Для начала выясняем, что за проблемы возникли у нашего «нарушителя», причем, не только у него самого выясняем, но и региональные органы АПК привлекаем, выезжаем, на месте разбираемся.

Наши специалисты беседуют с представителями местных органов власти, выясняя, почему так случилось, какие меры господдержки оказываются этому хозяйству в регионе. Ведь это же аксиома: сельское хозяйство без субсидий, без поддержки на местах – не рентабельно. Даже если фирма получила федеральный лизинг – так называемые дешевые, длинные деньги, ей всё равно нужны местные субсидии и поддержка. Без них хозяйство начнет разваливаться.

Все бизнес-планы наших клиентов рассчитаны на то, что хозяйства будут иметь господдержку на местах. Поэтому мы проверяем комплексно. Если хозяйство потеряло доверие местных властей или по каким-то причинам ему не оказывают поддержку, то обращаемся к властям «выше и выше» – все варианты прорабатываем, выясняя, почему хозяйство «пошло вниз». И только после этого принимаем решение, что договор необходимо расторгать, оборудование изымать. Но мне не хочется об этом говорить. Наша задача не состоит в том, чтобы крестьянина обанкротить, как коллекторы сейчас это делают – ни в коем случае!

- …если есть какая-то возможность поддержать…

— До конца! Вплоть до того, что поменять лизингополучателя, отдать технику и оборудование в более надежные руки, если прежний хозяин не справляется. Мы прорабатываем вопрос с местной властью: ищите нового хозяина.

Вообще, мы ни один крупный проект не начинаем без поддержки местных властей. И чем крупнее проект, тем на более высокий уровень власти и ответственности он опирается. Мы это расцениваем как то, что власть (губернатор) часть риска берет на себя. То есть, он говорит: «Да, это социально значимо, я выделил субсидии, буду поддерживать и контролировать».

У нас есть программы, которые контролируются исключительно региональной властью, к примеру: «ОПТ – обновление парка техники». Списки хозяйств для этой программы нам дают именно региональные органы власти – таким образом, они за своих «протеже» поручаются и все риски берут на себя. Если губернатор подписывает этот список, он все риски берёт на себя. То же самое и с программой «АККОР». Это первая негосударственная программа, где гарантом сделки выступает не государственная структура, а Ассоциация крестьянских хозяйств.

«ОПТ» и «АККОР» – это две наиболее льготные программы «Росагролизинга», которые предусматривают отсрочку платежей на шесть месяцев, отсутствие авансов и залогов по технике – но мы требуем дополнительные гарантии от регионов и ассоциации. Наличие этих программ активизировали мелкие хозяйства, и мы сейчас рассматриваем интересные проекты по фермерству. У нас есть заявки от людей, весьма далеких от «земли» – банковских служащих, программистов. К примеру, программист в Истринском районе (это недалеко от Москвы) решил организовать сыроварение. Пока успешно справляется и регулярно освещает свою работу в личном блоге и в газете «Комсомольская правда». Всё чаще встречаются люди, которые бросаются в фермерство как в прорубь, а потом начинают кричать, что государство им не помогает, и все вставляют палки в колеса, – вот это уже проигрышный вариант.

- Спасибо за интервью.