«Без права на забвение»

30 октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. В четверг, 29 октября, на гатчинском кладбище «Пижма», у восстановленного мемориала жертвам политических репрессий состоялся торжественный митинг, посвященный их памяти.

30 октября – дата не случайная. Именно в этот день в 1974 году политзаключенные одного из лагерей в Мордовии объявили массовую голодовку в рамках протеста против политических репрессий в Советском Союзе и против бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях. Закон о реабилитации жертв политических репрессий был принят только в 1991 году по инициативе правозащитного общества «Мемориал». В том же году специальным постановлением ВС РСФСР дате 30 октября был присвоен официальный статус Дня памяти.

Общество «Мемориал», созданное в 1989 году, первой и основной своей задачей ставит увековечение памяти жертв политического террора в СССР. За годы своей деятельности «Мемориал» собрал сведения приблизительно о 800 тысячах пострадавших от политических репрессий. Собраны они в специальных мартирологах – алфавитных списках. Как рассказала председатель Гатчинского отделения общества «Мемориал» Евгения Филкова, только по Петербургу и Ленинградской области на данный момент существует 11 томов мартирологов расстрелянных. Однако подсчитать точное количество всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно.

История памятника жертвам политических репрессий на кладбище «Пижма» примечательна сама по себе. Несколько лет назад члены гатчинского «Мемориала» обратили внимание на небольшую стелу с выбитым на ней крестом и надписью на церковно-славянском языке: «Души их благие не забыты». Рядом со стелой находилась табличка со словами: «Первый в России мемориал одиноким, безродным, репрессированным». Как рассказала Евгения Филкова, удалось установить, что этот скромный памятник был поставлен здесь в 1990 году по инициативе бывшего директора кладбища С.И. Миронова и поддержке ППА «Милагро», Фонда милосердия и здоровья СССР и социального фонда «Возрождение России». Членам гатчинского «Мемориала» удалось воссоздать памятник, сделав его местом поклонения памяти репрессированных.

Помимо членов Гатчинского отделения общества «Мемориал» и потомков репрессированных, участие в митинге 29 октября приняли представители власти. Глава Гатчинского района Андрей Ильин напомнил, что репрессиям подвергся каждый десятый житель Советского Союза. В застенках и лагерях находились миллионы ни в чем не повинных людей. Не было, пожалуй, такой семьи, которой так или иначе не коснулась бы эта страшная беда. Андрей Иванович поблагодарил членов «Мемориала» за верность памяти их близких, за то, что они передают эту память молодому поколению, не давая забыть страшные страницы нашей истории.

Руководитель приемной губернатора Ленинградской области в Гатчинском районе Людмила Павловна Сенькина от имени губернатора и от себя лично выразила соболезнования всем те, кто пережил мрачные времена репрессий. «Разве могут человеческое сердце и ум понять, как может государство ополчаться против всех граждан?.. Нельзя на крови строить светлое будущее», уверена она.

Глава города Гатчины Виталий Филоненко от лица всех жителей Гатчины, от депутатов и от себя лично поблагодарил собравшихся за то, что они бережно хранят память о своих родных, безвинно пострадавших в репрессиях. «Россия – великое государство, уверен он. – Но нам надо помнить эту историю, чтобы в будущем такого не повторилось». Как рассказал Виталий Андреевич, репрессии затронули и семью Филоненко.

Коснулись репрессии и семьи депутата Совета депутатов Гатчины Юрия Макаревича. «В моей семье был репрессирован мой дед, рассказал он в своем выступлении. – В свое время мы получили справку о его реабилитации, но до сих пор не знаем, где он похоронен. Каждый год я стараюсь приехать на самое страшное для нашей страны место – на Соловки. Когда-то до революции это было место паломничества. Потом, во время репрессий, там были похоронены десятки тысяч людей – без счета, без табличек, без крестов. Все помнят знаменитую фразу: «Без права переписки». Тогда это означало лишь одно – расстрел. Сегодня можно ее перефразировать так: «Без права на забвение».

Печальную историю своей семьи рассказала и Галина Куваева. Отец ее в свое время служил в Белой гвардии. Был репрессирован. Попал под репрессии и ушедший на Великую Отечественную войну брат Галины Петровны. Девочка росла, и ей, как дочери и сестре репрессированных, было очень трудно пробиваться в жизни. Мама научила ее никогда не жаловаться и не сдаваться. «У моих родных нет могилы, поэтому мы приходим сюда, чтобы поклониться им здесь», – говорит Галина Петровна.

Митинг завершился торжественным возложением к возрожденному памятнику венков и цветов от разных организаций и жителей Гатчины.