«Мир замечательных идей»: «Рябинка» приглашает!

«Мир замечательных идей» – так просто и емко называется один из проектов Центра творчества юных, получивших финансирование в результате конкурсного отбора в области культуры среди гатчинских муниципальных учреждений культуры.

Гатчинский Центр творчества юных – сам по себе «инкубатор» идей и творческих замыслов. Жизнь здесь кипит вовсю, вовлекая в разнообразные занятия и затеи гатчинских детей, а также их родителей. Занятия эти всегда приносят радость – вне зависимости от того, шумные они и подвижные или тихие и вдумчивые, как, например, в изостудии «Рябинка», которой руководит художник Ольга Корельская, автор проекта «Мир замечательных идей».

Изобразительное творчество – труд кропотливый, неспешный. В нем прекрасно все – и сам процесс, и вполне осязаемые результаты, которые можно регулярно видеть на выставках изостудии. О том, что стоит за этими яркими, по-детски непосредственными и живыми работами, можно догадываться по довольным, иногда перемазанным красками мордашкам участников изостудии. Но лучше наведаться непосредственно в студию, особенно тогда, когда там идет таинственный творческий процесс.

Кто-то может, как Незнайка, думать: «Тоже мне, рисование… Достаточно взять бумагу и краски – раз, и готова картина!». Но не тут-то было!

Изостудию «Рябинка», стаж которой насчитывает уже более 20 лет, недаром называют образцовым коллективом. Юные студийцы принимают активное участие в городских, районных и областных выставках изобразительного искусства, занимая на них почетные места. В чем же секрет такой успешности?

Как рассказала руководитель изостудии «Рябинка» Ольга Корельская, обучение художественному мастерству происходит здесь по различным направлениям. В первую очередь, это, конечно, академические основы – ребята изучают в студии основы рисунка, построения простых геометрических тел, композиции, цветоведения. Также здесь учатся основным техникам – работе с акварелью, гуашью, пастелью, восковыми мелками.

К общей программе и традиционным техникам добавляются элементы декоративно-прикладного творчества: работа с акриловыми краски, темперная роспись, роспись по стеклу и дереву, орнаментальная роспись, оформление масок из папье-маше, монотипия, работа с природными материалами, бумагопластика, коллажи, макетирование.

Занятия в изостудии «Рябинка» проходят по индивидуальным учебным программам, разработанным Ольгой Корельской. Для более полного воплощения задуманных образов и внесения элементов игры в творческий процесс преподаватель использует различные педагогические приемы: метод ассоциаций, последовательное погружение в тематику занятия, работу с книжными иллюстрациями и музыкальными образами.

Особая, органично вписанная в общую программу изостудии, тема – краеведение. Главные помощники студийцев в этом – сотрудники Музея истории Гатчины, с которым «Рябинка» взаимодействует уже не первый год. Все начинается с экскурсии в музей, откуда дети выносят много нового для себя в том, что касается истории родного города или искусства. Затем работа переносится в студию, где рождаются визуальные образы, уже пропущенные «через себя». И, разумеется, важен конечный результат – тематические выставки в ЦТЮ, созданные руками ребят.

Такое сотрудничество, несомненно, обогащает детей, как в плане общего развития, так и в творческом смысле. Не так давно мы писали о выставке детских работ под названием «Старая Гатчина». Напомним, что главной задачей этого проекта стало освоение архитектурных форм посредством знакомства с историей родного города. Как пояснила Ольга Корельская, в процессе такой работы детям легче объяснять графические и цветовые решения. С другой стороны, ребята с помощью мазков, линий и цвета учатся выражать свое отношение как к архитектурному наследию своего города, так и к тем, кто когда-либо населял или населяет сейчас старые гатчинские дома. По словам преподавателя, история, пропущенная через детское сознание, дает порой очень интересный результат.

Интересно, что воспитанники изостудии «Рябинка» и сами участвуют в оформлении некоторых выставочных проектов Музея истории Гатчины. Так, например, в студии делались декорации к инсталляциям на выставке, посвященной финскому эпосу «Калевала».

Создание проекта «Мир замечательных идей» и его поддержка со стороны властей позволили значительно расширить возможности изостудии. Проект поддерживает осуществление учебных программ, проведение мастер-классов, лекций для школьников, экскурсий, тематических и персональных выставок. Одним из новшеств, вошедших в проект, стало привлечение к работе со студийцами приглашенных специалистов – мастеров по батику, ткачеству, рукоделию. В рамках проекта планируется и совместная работа с другими творческими студиями ЦТЮ.

Реализация проекта благоприятно отразилась и на технической стороне творческого процесса. По словам Ольги Корельской, количество художественных работ с каждым годом увеличивается, в связи с чем возникла настоятельная потребность в переоборудовании учебного кабинета для более комфортной и плодотворной художественной деятельности учащихся изостудии. Бюджет проекта позволил приобрести специальную учебную мебель, удобные стеллажи для хранения архива детских работ, учебных пособий и методического оборудования, художественные материалы и необходимые для работы инструменты. Кабинет изостудии не так давно отремонтировали и переоборудовали – небольшое пространство, сохранив исходный метраж, визуально заметно расширилось, теперь детям стало гораздо удобнее здесь заниматься.

Сейчас в образцовом коллективе изостудии «Рябинка» обучаются двадцать пять детей разного возраста, причем многие из них занимаются здесь уже по нескольку лет. Как рассказала Ольга Корельская, в результате приобщения к азам творчества и приобретения необходимых навыков многие из воспитанников студии не останавливаются на этом, продолжая дальнейшее обучение в художественной школе или других художественных образовательных учреждениях. Но главное даже не в этом. Важнее всего возможность внутреннего развития, умение любоваться красотой, воспитание здоровой эмоциональности и наблюдательности – бесценный опыт, который пригодится в любой профессии.