А вы – турист или пассажир?

А вы – турист или пассажир?

В связи с отменой рейсов в Египет, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области информирует, что перевозки пассажиров осуществляются в двух формах: по договору с авиаперевозчиком либо в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.


Порядок защиты прав туристов и пассажиров различается, поэтому необходимо, прежде всего, определить, к какой категории вы относитесь: турист или пассажир? В частности, наличие билета на самолет при заключенном договоре с турфирмой не свидетельствует о наличии самостоятельных отношений между гражданином и авиаперевозчиком, и в этом случае ответственность за действия (бездействие) авиаперевозчика несет туроператор.

Если вы турист…

Основные права туриста определены статьей 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно закону, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения туроператором условий договора. К существенным нарушениям договора туроператором относятся:

— неисполнение обязательств по оказанию туристу услуг (входящих в туристский продукт) по перевозке и размещению;

— существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

По спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора с туристом, ответчиком признается туроператор. Если туроператор не представляет туристу (оплатившему договор полностью) подтверждения оказания каких-либо услуг, входящих в тур (авиабилеты или ваучер для размещения в гостинице), турист может требовать от туроператора оказания данных услуг в обязательном порядке, либо возврата денег за весь договор полностью.

Однако туристам необходимо дождаться даты начала путешествия и только тогда, если туроператор не выполнит своих обязательств, обратиться к нему за компенсацией.

Если вы пассажир…

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы – если не докажет, что имели место обстоятельства непреодолимой силы, устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров.

Пунктом 2 статьи 795 Гражданского кодекса РФ закреплено правило, согласно которому в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления перевозчик обязан возвратить ему провозную плату.

Кроме того, перевозчик обязан обеспечить пассажиров точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. Согласно Федеральным авиационным правилам, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, опубликованном в компьютерном банке данных, а чартерные рейсы – в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. В случае изменения расписания перевозчик должен принять меры по информированию пассажиров – любым доступным способом.

Если исполнитель отказывается удовлетворить соответствующие требования потребителя добровольно, спор будет разрешаться в судебном порядке. Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

За дополнительными разъяснениями туристы могут обращаться на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области: 8-812-365-4705 с 8 до 20 часов по рабочим дням; по телефону: +7-921-983-2743 – в субботу и воскресенье.