Гатчинский музей пополнился символом Нового года

Гатчинский музей пополнился символом Нового года

Осенью ушедшего года собрание живописи музея-заповедника «Гатчина» пополнилось несколькими картинами. Одна из них, написанная неизвестным европейским художником, сразу привлекла внимание своим необычным сюжетом музицирующие обезьяны.


В европейском искусстве изображения животных всегда занимали важное место. Еще в средние века фигурки зверей были обязательной составной частью скульптурного украшения соборов, животные были неотъемлемой частью геральдической символики, на гербах и щитах рыцарей красовались гордые львы, леопарды, кабаны, волки, не говоря уже о целом сонме фантастических существ.

Что касается картины, переданной в Гатчинский музей, то, скорее всего, ее можно отнести к жанру «звериного концерта». В комнате сидят две обезьяны, наряженные в костюмы, одна из них в шляпе с пером, с нотами в руках. В те же ноты заглядывает кудлатый пес. В глубине комнаты еще две обезьяны: одна сидит в кресле, другая, в платье с пышным воротником, стоит у пюпитра. На переднем плане художественный беспорядок – барабан, труба, толстые книги. На столике у окна целый натюрморт в духе «малых голландцев» – кувшин, кубок.

В европейском искусстве обезьяны были символом человеческих пороков. Способность обезьян имитировать человеческое поведение использовалось для высмеивания тщеславия и глупости. Самым знаменитым примером такого «Обезьяньего концерта» была «Обезьянья капелла», созданная в 1753 году на Мейсенской мануфактуре выдающимися скульпторами-модельерами Иоганом Иоахимом Кендлером и Питером. Рейнеке. 25 фигурок обезьян в костюмах по моде середины XVIII века играли на различных музыкальных инструментах и пели под руководством дирижера. Есть версия, что это была карикатура на придворный оркестр всесильного первого министра Дрезденского двора графа Генриха Брюля.