Путешествие в Китай с Игорем Смирновым

Гатчина продолжает знакомство с народной китайской культурой вместе с Игорем Смирновым. 22 января в галерее Просветительского пространства «Весна» Центра информационных технологий открылась новая выставка «Наивное искусство по-китайски».

На выставке представлены чайная керамика, живопись крестьянских художников современного Китая, уникальные вырезки из бумаги, образцы народного ткачества из коллекции Игоря Смирнова. В день открытия выставки ее гостей ждала замечательная лекция Игоря Борисовича о китайских народных традициях и искусстве.

Игоря Борисовича Смирнова в Гатчине хорошо знают и любят. Заслуженный учитель России, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», лауреат Премии президента РФ в области образования, он несколько лет провел в Китае в качестве приглашенного профессора Китайского Океанологического университета в Циндао. Каждая его лекция – это целое событие. Изумительный рассказчик, искренне влюбленный в свой предмет, он готов говорить о Китае часами. Буквально каждая вещь в его коллекции обладает своей собственной историей, которая открывается неискушенному зрителю с самой неожиданной стороны.

Наверное, нет в России такого дома, где бы не попадались предметы или вещи из Китая. Но Восток, и особенно Китай – дело тонкое и, на взгляд европейца, порой очень даже темное. Можно сказать, что вся китайская культура буквально пронизана малопонятными для нас символами и знаками. Обычный на первый взгляд предмет, пусть даже самой тонкой, изысканной работы – например, керамический чайник или силуэт, вырезанный из бумаги, – таит в себе нечто гораздо большее, чем работа мастера. Все эти чудесные драконы, журавли, хризантемы, обычные лягушки или загадочные изображения божеств – не что иное как один из способов выражения сути вещей, распознаваемой на протяжении нескольких тысячелетий. Способ, ставший для китайцев целым искусством…

Взять, к примеру, посуду для чайной церемонии, образцы которой представлены на выставке. Глиняные чайники, сделанные в форме буйвола, дракона или лотоса и украшенные иероглифами или изысканным орнаментом – каждый из них скрывает целую историю, которую не прочитать, не зная, что означают все эти символы. Еще бы, ведь чайная церемония в Китае – это не просто способ напиться вкусного чая с плюшками. Это – настоящий церемониал, целью которого являются созерцание и размышление.

А народное искусство вырезания из бумаги? На выставке можно увидеть оконные узоры из бумаги «цзянь-чжи» из провинций Шандун, Шэньси, Цзянсу. От этих тончайших узоров – красных, синих или разноцветных – невозможно отвести глаз. А ведь некоторые из таких силуэтных картин с младенцами, золотыми рыбками, лошадьми и драконами создаются годами, и эта работа – тоже не что иное как созерцание! Предназначенные для дарения на свадьбу или украшения жилища к Новому году, такие вырезки передают благопожелания не только посредством образов, но и с помощью иероглифов, означающих «счастье», «богатство», «благополучие», «долголетие» – ценности, понятные любому человеку в любой стране.

Все эти вырезки создаются вручную из невероятно тонкой бумаги. Некогда они служили оберегами для семьи и крепились на разные поверхности домашнего интерьера или оконные стекла. Символы, изображенные на вырезках, оберегали дом от злых духов. Причем, чем страшнее были эти изображения – например, драконы или божества – тем надежнее они «работали».

Принцип созерцания лежит и в основе традиционной китайской живописи. По словам Игоря Смирнова, китайские художники очень далеки от реализма, что, впрочем, не мешает их работам быть исключительно атмосферными. Мастера китайской живописи никогда не пишут с натуры, на пленэре. На природе они именно созерцают вещи, чтобы потом, в мастерской, по памяти воспроизвести тушью на бумаге свои впечатления от увиденного. Именно таковы основы классической китайской живописи.

Как рассказал Игорь Борисович, в основе представленной на выставке живописи крестьянских художников Китая лежат несколько иные принципы. В галерее «Весна» можно увидеть работы мастеров школы Хусиань – деревни в провинции Шанси, в которой с 50-х годов прошлого века живет и работает основатель этого направления китайской живописи Дин Дзитан. За полвека здесь выработался особый стиль – стиль китайского лубка, постепенно превратившийся в особую школу наивного искусства со своими сюжетами и специфической манерой изображения повседневной крестьянской жизни.

Выставку «Наивное искусство по-китайски» можно посетить по адресу: Гатчина, ул. Рощинская, 19, Центр информационных технологий.

Гости выставки приглашаются на лекции Игоря Смирнова на следующие темы: «Школа для маленького «императора». Система образования в КНР» (29 января в 15 часов); «Китайский Новый год по лунному календарю» (6 февраля в 16 часов); «Китайская мечта: современный Китай» (12 февраля в 17.30).