Живым еще долго будет, о чем вспоминать…

Двойной праздник – День защитника Отечества и 95-й день рождения – отметил 23 февраля ветеран Великой Отечественной войны, житель деревни Даймище Леонид Сергеевич Данилов.

Гостеприимный дом семьи Даниловых стоит на дальнем конце деревни Даймище, у самой стены густого, темного леса, за которым струится Оредеж. В лесу укрылось деревенское кладбище с выходящим на дорогу мемориалом, посвященным воинам, павшим в этих местах во время Великой Отечественной войны.

Дому, в котором живет ветеран с дочерью Людмилой Леонидовной Окуневой, без малого сто лет – в 1918 году его построил отец Леонида Сергеевича для всей своей большой и дружной семьи.

Леонид Сергеевич вспоминает, как жила его семья до войны. Коллективизация пришла в эти края достаточно поздно. До того, как новообразованный колхоз заявил свои права на личное имущество сельчан, в хозяйстве Даниловых было много домашней живности – коровы, овцы, козы, лошади. Все дети в семье – всего их было восемь сызмальства привыкли трудиться на земле, и эту привычку каждый из них сохранил до конца своих дней. Из тех, кто вернулся домой после войны…

Перед войной глава семейства работал на заводе в Ленинграде, мама – в колхозе. Леонид Сергеевич окончил начальную школу в Даймище, затем семилетку в Рождествено. Потом поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Кировском заводе, в 1939 году получил профессию слесаря и остался работать на заводе.

Довоенная молодежь взрослела быстро и также быстро набиралась жизненного опыта. В 1941 году парня отправили в командировку во Владивосток – на испытания турбин на морских судах. Там и застала его весть о начавшейся войне.

Леонид Сергеевич вернулся в Ленинград, вокруг которого уже смыкалось кольцо блокады. Продолжил работу на Балтийском заводе. Рвался на фронт, но получилось не сразу – не давала заводская бронь. Как он признается, пришлось схитрить, чтобы получить долгожданную повестку.

Боевая служба рядового Данилова началась в минометном батальоне, стоявшем под Колпино. Получив первое ранение, Леонид Сергеевич четыре месяца провел в госпитале в блокадном Ленинграде. После выздоровления был направлен на службу в батальон связи, где получил второе боевое ранение. На этот раз все было гораздо серьезнее – реабилитация в госпиталях растянулась теперь уже на целых два года. Из Ленинграда его переправили на Большую землю, сначала на Урал, потом в Среднюю Азию.

В Даймище Леонид Данилов вернулся уже после его освобождения, которое произошло в январе 1944 года. Вернулся с медалями и двумя орденами на груди – Красной Звезды и Отечественной войны.

Родная деревня была наполовину сожжена. Дом Даниловых уцелел, но был абсолютно пуст и разорен. Как выяснилось, в первые же месяцы войны маму, отца и двух сестер немцы угнали на Запад, а в их родном доме разместилась немецкая комендатура…

Надо было жить дальше. Дом немногие уцелевшие после войны Даниловы восстановили. Всей деревней, в которой остались в основном старики, женщины и дети, возвращали к жизни уничтоженное колхозное хозяйство.

Наверное, не было в жизни Леонида Сергеевича такого дня, когда бы он сидел без дела. После войны устроился на работу на 218-й авиаремонтный завод в Гатчине, потом долгие годы трудился на вагоностроительном заводе им. Егорова в Ленинграде. Женился, своими руками построил свой собственный дом в Гатчине, обзавелся тремя дочерьми, внуками и правнуками. Казалось бы, можно отдохнуть, расслабиться, но – нет.

Как говорит его дочь, Людмила Леонидовна, удержать дедушку от работы даже теперь невозможно. Несмотря на возраст, Леонид Сергеевич достаточно бодр и деятелен. Очень теплый, живой и гостеприимный дом Даниловых – настоящий деревенский дом со своими потребностями, слабостями и сильными сторонами, со своим большим хозяйством и подворьем, нуждающимся в постоянном уходе и поддержке. Кто, как не тот, кто родился в таком доме, лучше всех понимает это?

В деревне зима – самое спокойное время года, ведь земля спит. А потом будет весна, и для семьи Даниловых наступит горячая пора. А там и 9 Мая наступит, праздник Великой Победы, который в Даймище отмечают с особым трепетом. В этот день здесь, у памятника павшим защитникам Отечества снова соберутся ветераны из окрестных сел и деревень, отдавая дань ушедшим, – только в одном Даймище с войны не вернулось более семидесяти человек, каждый пятый в деревне. А живые… Живым, то есть нам, долго еще будет, о чем вспоминать.