Чтобы заправить угнанную машину, они ограбили пенсионерку…

«По существу предъявленного обвинения могу показать следующее…» – так начинается «исповедь» молодого человека, обвиняемого по части 2 статьи 161 УК РФ – грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору. Группа лиц – это трое приятелей из Лужского района, которые «транзитом» ограбили гатчинских пенсионерок.

В октябре прошлого года двадцатилетние бездельники Андрей Смирнов и Олег Мочалов из поселка Осьмино под Лугой решили отправиться в Северную столицу – в гости к односельчанину и брату Олега – Роману Мочалову. Для чего в Луге в каком-то дворе угнали автомобиль Volkswagen Jetta (опыт по этой части у них уже был). К семи часам вечера оказались в Гатчине, на Аэродроме, и остановились, чтобы установить навигатор – заблудились. А еще остановка была нужна для того, чтобы у кого-нибудь похитить сумку – безденежье замучило. У Олега при себе был баллончик с перцовым газом, как раз для этих целей.

Пошли по улицам, высматривая жертву. На глаза попалась пожилая женщина, которая вышла из магазина с пакетом продуктов и сумочкой. Злоумышленники проводили ее до улицы Слепнева. Возле одного из подъездов дома № 2 женщина остановилась, поставила пакет на землю и стала рыться в сумочке в поисках ключа. Мочалов со своим баллончиком направился к женщине, а Смирнов остался стоять на стрёме – мало ли, случайные свидетели… Мочалов брызнул пенсионерке в лицо аэрозолем и попытался выхватить из рук сумку, но с первого раза не вышло – женщина сумочку не выпустила. Тогда он брызнул второй раз, вырвал сумку, и оба грабителя побежали к машине, оставленной возле «Пятерочки». По дороге в Петербург вытряхнули содержимое сумочки: 3700 рублей из кошелька и мобильник-раскладушку Alcatel взяли себе, остальное интереса не вызвало – выкинули в окно на трассе вместе с сумкой. Деньги поделили и потратили.

…Дней через пять, гуляя по Петербургу уже втроем – Смирнов и братья Мочаловы – думали, как вернуться обратно в Осьмино. Как-то само собой пришло решение: угнать очередной автомобиль. В районе метро «Лесная» пошарили по дворам, выискивая отечественные марки – и открыть их легче, и завести проще, и сигнализацией, как правило, не оборудованы. Выбрали темно-красный ВАЗ2105, дернули дверь – не заперта. Главный спец Смирнов сел на водительское место, открутил крышку торпеды и стал искать провода зажигания, Олег Мочалов подсвечивал фонариком, Роман Мочалов топтался около автомобиля – караулил. Через десять минут двигатель заработал, и подельники двинулись в сторону родного Осьмино. По дороге остановились, выспались, а на следующий день, когда доехали до Волосово, загорелся индикатор топлива: поняли, что до Осьмино бензина не хватит, а денег на заправку ни у кого нет.

Без претензии на оригинальность решили: либо слить бензин с какой-нибудь машины, либо – похитить сумку с деньгами. Сказано – сделано. Когда проезжали через Елизаветино, заметили впереди женщину, переходившую дорогу. В руках у нее была сумка. Женщина шла на автобусную остановку – совершенно пустую, и в округе людей тоже не было. Подарок судьбы! Сидевший за рулем Роман Мочалов остановил машину недалеко от остановки, двое других отправились на промысел, велев не глушить двигатель. (Впоследствии на допросе Андрей Смирнов признался, что конкретно они с Олегом Мочаловым роли в этом грабеже не распределяли, прекрасно понимая друг друга с одного взгляда, поскольку много лет знакомы и раньше совершали вместе аналогичные преступления – в том числе в Гатчине на Аэродроме и в Петербурге.) Задача Олега была вырвать сумку, задача Андрея – подстраховать, если что. Оба осознавали, что, по сути, являются членами преступной группы.

Женщина стояла на остановке, поставив сумку на скамейку, даже за ручку сумку не держала. Чтобы отвлечь внимание, Мочалов спросил: «Скоро ли будет автобус?». Женщина глянула на часы, ответила: «Скоро», и тут Мочалов дернул сумку, и оба рванули к машине. Женщина что-то кричала им вслед, но они прыгнули в «пятёрку» и двинулись. Правда, дорогу им преградил какой-то автомобиль. Тогда Роман сдал назад, развернулся, и преступники скрылись со своей добычей в направлении деревни Новой. Распотрошив сумку, они извлекли кошелек с одной купюрой достоинством в тысячу рублей, которая и составила всю прибыль – на нее и заправились. Остальное выбросили в окно.

А вот потерпевшая понесла значительный убыток: сумка была дорогая, итальянская, и в ней находились две пары очков, банковские карты, пенсионное удостоверение и ключи от квартиры. Женщина сразу же бросилась в Войсковицкий отдел полиции. Она подробно описала внешность грабителей и «Жигули» вишневого цвета, на которых скрылись преступники. А главное, она запомнила номер машины. Кроме того, был и свидетель – водитель того самого автомобиля, который преградил путь преступникам: проезжавший мимо мужчина заметил парней, бежавших с женской сумочкой, и попытался их задержать. Он предъявил полицейским запись видеорегистратора, установленного в его машине. На записи – Смирнов и Мочалов, бегущие к припаркованной «пятерке» с темной сумкой в руках, а за ними гонится женщина…

Преступников задержали. Они чистосердечно признались: как грабили обеих женщин, катаясь между Петербургом и Осьмино на угнанных машинах. Уголовное дело в отношении Романа Мочалова выделили в отдельное производство; Олег Мочалов и Андрей Смирнов предстали 24-го февраля перед судом. При вынесении приговора суд учел ряд смягчающих обстоятельств: оба они ранее не судимы, активно способствовали расследованию, добровольно частично возместили имущественный ущерб женщине, ограбленной на Аэродроме. Подсудимые принесли извинения потерпевшим и полностью признали их исковые требования. Нареканий на их поведение по месту жительства – в поселке Осьмино – не поступило; на учете у нарколога не состоят, на здоровье не жалуются. Один минус: нигде не работают, не учатся, угоняют машины и похищают дамские сумочки. Двадцатилетний Олег Мочалов находится в разводе (!) и имеет годовалого ребенка, что тоже было учтено при определении наказания.

Гатчинский городской суд приговорил О.С. Мочалова и А.С. Смирнова к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Это срок за два гатчинских грабежа, но география деяний лужских преступников шире: уголовное дело по факту угона «Джетты» возбуждено в Луге; угон вишневой «пятерки» расследуется в Петербурге. Как бы сроку не добавилось…