«Мусорная» проблема. Покопаемся?

С первого января 2016 года каждый собственник жилого дома обязан был заключить договор по вывозу мусора с Единым региональным оператором. Но из-за задержки на федеральном уровне закон отсрочили на год – до первого января 2017 года. Пока жителям частного сектора предложено заключать соответствующие договора с уже работающими на рынке компаниями. К сожалению, многие граждане до сих пор уверены, что к соседу (особенно из многоквартирного дома) мешок с мусором на открытую контейнерную площадку закинуть проще…

Напомним, что первого января 2015 года вступил в силу федеральный закон № 458-ФЗ от 29.12.2014 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Новый закон определил, что полномочия по сбору, вывозу и утилизации отходов переходят с муниципального на региональный уровень власти. Каждый субъект РФ обязан выбрать на конкурсной основе своего регионального оператора для выполнения соответствующих работ сроком на десять лет. Предполагается, что Единый региональный оператор на договорной основе будет привлекать к этой деятельности лицензированные компании.

Кроме того, изменения коснутся и названия. Если сейчас мусор именуется ТБО – твердые бытовые отходы, то с началом работы Единого регионального оператора – твердые коммунальные отходы (ТКО). Также в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги была включена плата за обращение с ТКО для всех физических лиц и экологический сбор – для юридических лиц, производителей, импортеров товаров.

Тарифы на услуги по обращению с ТКО для региональных операторов должны разработать региональные власти, а также предложить свою территориальную схему обращения с отходами и программу, в рамках которой будет осуществляться государственное софинансирование.

Региональный оператор должен был начать свою работу с 1 января 2016 года, но произошла задержка на федеральном уровне – не приняты подзаконные акты, что делает невозможным принятие региональных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок сбора ТКО, правила осуществления деятельности региональных операторов.

Тем не менее, собственники индивидуальных жилых домов могут заключать договора на вывоз мусора со специализированными организациями, которые давно работают на территории Гатчинского района и уже смогли зарекомендовать себя. Среди них – «Эко-Точка» и «Стройтранс».

На сайте компании «ЭкоТочка» сказано, что для владельцев частных домов и участков единоразовый вывоз контейнера объемом 120-140 литров обойдется в 170 рублей. Стоимость такого контейнера варьируется от 1150 рублей (б/у) до 2070 рублей (новый).

Компания «Стройтранс» рассчитывает стоимость своих услуг в кубических метрах. Вывоз ТКО начинается от 330,40 рублей за кубометр. У них также можно приобрести мусорный контейнер.

Остальную интересующую вас информацию вы можете узнать, позвонив непосредственно в компании по вывозу мусора.

Уважаемые владельцы частных жилых домов! Как только Единый региональный оператор начнет свою работу, граждане, не заключившие контракт, будут привлекаться к административной ответственности. Советуем озадачиться этим заранее.

Впрочем, «мусорная» проблема в Гатчинском районе не ограничивается нерадивыми гражданами. Она намного шире. В редакцию обратилась транспортная компания ООО «Вырицкий Спецтранс» со своей историей.

Компания занимается вывозом и транспортировкой твердых коммунальных отходов (ТКО) из муниципального жилого фонда в Елизаветинском, Сяськелевском, Рождественском, Сусанинском, Войсковицком, Пудомягском и частично Вырицком поселениях. По договору с управляющей компанией МУП ЖКХ «Сиверский» оплата вывоза и транспортировки ТКО осуществляется по нормативам. В частности, нормативы диктуют, сколько кубов мусора в каждом конкретном поселении в зависимости от количества проживающих граждан транспортная компания ООО «Вырицкий Спецтранс» должна отгрузить на мусорный полигон.

В октябре 2015 года по решению Совета депутатов Гатчинского района нормативы были упразднены, а полномочия по курированию этого вопроса переданы в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области. Сотрудники экологического комитета, в свою очередь, должны были разработать и ввести новые нормативы с первого января 2016 года, что сделано не было.

«Мы ждали январь, февраль, подошел к концу март», – рассказывает главный бухгалтер предприятия Любовь Петровна.

Компания ООО «Вырицкий Спецтранс» предложила управляющей компании МУП ЖКХ «Сиверский» до введения новых нормативов оплачивать работу транспортной компании «по факту» – счет будет выставляться в зависимости от количества отгруженного мусора. Но управляющая компания на это не согласилась, продолжая ссылаться на старые нормативы.

Руководители транспортной компании написали письма с просьбой повлиять на ситуацию губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и главе администрации Гатчинского района Елене Любушкиной. Ответ пришел …из Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области за подписью председателя комитета Светланы Шишокиной.

В частности, в письме сообщается следующее: «Согласно статье 24.10 федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2.3 Положения о Комитете государственного экологического надзора Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области № 192 от 27 мая 2014 года, Комитет устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО).

Правительством РФ разработан проект постановления «Об утверждении порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов», который, согласно информации, опубликованной на официальном сайте www.regulation.gov.ru, не утвержден.

Таким образом, установление областным Комитетом нормативов накопления ТКО возможно только после принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, устанавливающего порядок его определения.

При отсутствии утвержденных нормативов накопления отходов Комитет предлагает вести учет и отчетность в ходе осуществления хозяйственной деятельности, исходя из фактического объема образования отходов…»

Кроме того, в письме также сказано, что ООО «Вырицкий Спецтранс» имеет право подать исковое заявление на МУП ЖКХ «Сиверский» в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области для разрешения экономического спора.

По словам руководства ООО «Вырицкий Спецтранс», существующие нормативы, на которые продолжает ссылаться МУП ЖКХ «Сиверский», давно морально устарели. Граждане выбрасывают намного больше мусора, чем предполагается этими самыми нормативами. Кроме того, не только жители многоквартирных домов пользуются закрепленными за их домами мусорными контейнерами. Предприниматели, работающие по соседству, и проезжающие мимо дачники не гнушаются подбросить пару-тройку своих мешков.

В результате в компании ООО «Вырицкий Спецтранс» было принято решение с первого апреля 2016 года выполнять свою работу строго в рамках существующего договора с управляющей компанией МУП ЖКХ «Сиверский», то есть отгружать тот объем ТКО, который предусмотрен и оплачен по нормативам. Остальное… пусть лежит.

Чтобы читатели понимали, чем это обернется, приведем простой пример. В пос. Пудомяги компания ежемесячно собирает около 630 кубов мусора. Из них управляющей компанией оплачивается отгрузка только 214 кубов. И так – практически в каждом поселении. Не обязательно обладать глубокими математическими знаниями, чтобы подсчитать, какие последствия повлечет за собой это решение.

Что в сложившейся ситуации, до начала работы Единого регионального оператора по вывозу мусора, делать чиновникам и депутатам? В каждом поселении придется принимать решение по «мусорной» проблеме, которая растет день ото дня.

Кстати, в процессе подготовки материала в редакцию пришло письмо с жалобой от жителей ул. Железнодорожной частного сектора Гатчины, где мусорные свалки уже стали частью пейзажа…

Свое мнение по поводу сложившейся ситуации мы попросили высказать директора управляющей компании МУП ЖКХ «Сиверский» Алексея Рыжова.

Алексей Владимирович подтвердил, что управляющая компания оплачивает перевозчикам отгруженные ТБО по нормативам, действуя в рамках заключенного с ними договора. Норматив составляет 1,2 куба в год на одного человека. Перевозчики вправе не отгружать мусор сверх нормы. Если в результате этого образуется стихийная свалка, то ответственность за нее лежит на органах местного самоуправления первого уровня, которые отвечают за организацию сбора и вывоза ТБО в своем поселении.

«Мы не имеем права считать фактические объемы отгружаемого перевозчиками мусора, так как контейнерные площадки открытые, а значит, в них могут выбрасывать мусор не только жители многоквартирного дома. А обязывать граждан платить за чужой мусор несправедливо», – сказал Алексей Рыжов.

Он считает, что необходимо комплексно подходить к решению этой проблемы и обязывать заключать договор на вывоз мусора не только жителей частного сектора, но и предпринимателей и руководителей учреждений и организаций. В этом случае несанкционированных свалок можно будет избежать.

«В любом случае до конца года мы работаем с перевозчиками в рамках договора. Как только будет создан Единый региональный оператор, с первого января 2017 года они будут заключать договора уже с ним», – прокомментировал Алексей Владимирович.