Война искромсала их души и судьбы

Каждую годовщину победы над фашистской Германией много говорят о том, что «никто не забыт и ничто не забыто». Мой отец Петр Андреевич Тюнни был простым солдатом, он выжил в этой страшной мясорубке войны. Теперь, когда его уже много лет нет в живых (он умер в 1992 году), я хочу, чтобы его имя не кануло в безвестность. Хочу, чтобы помнили хотя бы земляки.

Отец родился в деревне Вопша Гатчинского (тогда Красногвардейского) района в 1918 году в семье финнов. Оттуда и был призван в армию.

Петр Андреевич прошел всю войну от «А» до «Я»: в составе 272-й отдельной зенитной артиллерийской дивизии, 16-го отдельного истребительного авиационного батальона, 103-го автотранспортного батальона 9-ой воздушной армии военным шофером. Он подвозил на передовую снаряды и бомбы. Звание – рядовой, позже ефрейтор. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени и др. Дошел почти до Берлина, но потом его перебросили на восток, где он участвовал в войне с Японией.

Отец мало говорил о войне, больше отмалчивался. И только когда бывал нетрезв (а такое случалось), война буквально вырывалась наружу. Наверно, сказывалась контузия, полученная на фронте. Он не спал, кричал и плакал о своих однополчанах, подорвавшихся на минах на его глазах на передовой, он вспоминал их по именам (которых я уже не помню), о многих других событиях той страшной войны, проклинал «фрицев» и Гитлера, он по-прежнему шел в бой «За Родину!». Я тогда была ребенком и мне было страшно, но я знала, что потом отцу станет плохо, и отпаивала его валерьянкой. А трезвым он молчал. Некоторые говорили: «Ты, Петр Андреевич, все молчишь, ты, наверно, и не воевал вовсе!». После войны в 50-60-е годы вообще не чествовали фронтовиков – это пришло позже. И только когда на работе попросили принести военные билеты, выяснилось, кто брехун, а кто фронтовик. Одного из таких же, как отец, фронтовиков попросили рассказать о войне на собрании, а он не смог – заплакал. Потому что война искромсала души и судьбы этих людей железными гусеницами танков…

Теперь-то я догадываюсь, насколько тяжелой была его жизнь: война буквально скрутила его и своей хватки не отпускала до самой его смерти. А он до конца своих дней оставался солдатом, продолжающим бой за свою Родину.

Прошло много лет, и, к сожалению, я не помню многого, но все-таки – был такой солдат Петр Андреевич Тюнни – один из миллионов, которые на своих плечах вынесли эту долгожданную победу. И за это – им наша благодарность и память.