От Греческой галереи – до Мраморной лестницы: подарки к 250-летию Дворца

От Греческой галереи – до Мраморной лестницы: подарки к 250-летию Дворца

Гатчинскому дворцу, знаменитому творению Антонио Ринальди, в этом году исполняется 250 лет. Празднование юбилея продлится до конца года и обещает быть масштабным и запоминающимся. Какие новые восстановленные залы уже сейчас могут оценить посетители дворца?


Первый подарок: 1 июня впервые после долгой реконструкции для посетителей открылась Греческая галерея Гатчинского дворца – один из красивейших интерьеров, выполненных архитектором Бренной для императора Павла I. В этот же день открылись воссозданные залы Восточного полуциркуля Гатчинского дворца: Комната Ротари, Светлый переход, Ротонда над гербом, а также группа исторических жилых помещений – Комнаты за Греческой.

Право первыми увидеть то, что еще не показывали даже самым почетным гостям, было предоставлено журналистам. Накануне официального открытия залов дворец, как красавица перед балом, находился в волнении и хлопотах. Журналистам позволили увидеть то, что обычно скрыто от глаз – закулисье праздника с царским размахом.

Приготовления начались с утра 30 мая. В центре Дворцового плаца рабочие с помощью веревки тщательно отмеряли расстояние и расставляли ровными рядами вазоны с цветами. Другие деловито заносили в центральный вход стулья. Во внутренних покоях тоже кипела работа: на стремянках что-то срочно сверлили, ковровые дорожки пылесосили и, извиняясь, куда-то все время носили стулья. Вся эта праздничная суета была понятна и радостна.

Из окон Греческой галереи открывается великолепный вид на Дворцовую площадь. К этому времени между вазонами уже установили кадки с молодыми липками, которые тут же поливала машина-бочка. Через центр площади в первозданной чистоте пролегла красная ковровая дорожка. По ней пока еще не ступала нога не одного высокого гостя!

Из Греческой галереи мы попадаем в Комнату Ротари. Этот популярный итальянский живописец XVIII века известен как создатель «изумительных женских головок». Его картинами украшены исторические интерьеры комнаты.

Затем Светлый переход – «преамбула» к следующим залам. Из него можно попасть в Ротонду под гербом, а далее – на Мраморную лестницу. Из видового «окна», устроенного в перекрытии Светлого перехода, можно увидеть идеально сохранившуюся арку, соединявшую некогда плац с Собственным садом. А из самих окон открывается на него прекрасный вид. Ротонда располагается в угловой части Арсенального каре, увенчанной императорским орлом на купольной башне. После реставрации сюда, на свое историческое место, вернулся мраморный бюст Николая I работы скульптора И. Витали.

Тут же в Восточном полуциркуле дворца находятся Комнаты за Греческой. Исторически они служили жилыми апартаментами. Здесь размещена интерьерная экспозиция середины XIX века: мемориальные предметы мебели, изобразительного и декоративно-прикладного искусства из фондов музея-заповедника. «Женская» половина предназначена для высокопоставленных дам: гостиная в цветочек, кабинет, спальня с умывальными принадлежностями. Анфиладу продолжает «мужская» половина – все строго и изящно.

С 1 июня для посетителей начали работать две новых выставки, приуроченные к 250-летию Гатчинского дворца.

На выставке «Европейский вояж императрицы Александры Федоровны» представлена картина Ипполита Лекомта «Вид Венсенского замка» (1805 г.) из исторического собрания Гатчинского дворца.

Выставка «Августейшие владельцы Гатчины» посвящена истории императорской резиденции, начиная с первого владельца графа Григория Орлова вплоть до Первой мировой войны. Семь крупных разделов представляют каждого владельца, его жизнь во дворце, раскрывают его личность через призму частной жизни, увлечений, свойств характера. Здесь можно увидеть уникальные вещи, принадлежавшие русским императорам и членам их семей.

«Сегодня реставрация остается приоритетным направлением деятельности музея-заповедника «Гатчина», – сообщил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. – Это действительно очень большая программа, но нельзя думать, что мы сделали все за один год. То, что вы видите, это результат последних 6-7 лет работы. В музее мы следуем принципу: лучше медленнее, но лучше. Греческая галерея реставрировалась четыре года. Мраморная лестница тоже четыре года. Фасады, которые в этом году будут закончены, – два с половиной года. Программа возрождения дворца в основном финансируется из бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных источников. Ни Министерство культуры, ни другие бюджеты нас не поддерживают.

Программа строилась на том, что дворец не дополучил в свое время. Имею в виду то, что другие музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга были восстановлены сразу после войны, а Гатчинский дворец в этом смысле оказался обделенным. Он был передан военно-морскому ведомству, потом проектно-техническому бюро. Коллекции были перемещены в другие музеи, многие помещения приспособлены под служебные и производственные цели.

Только в 1985 году в Гатчинском дворце опять открылся музей. Реставрационные работы велись очень недолго – до начала 90-х годов. Как вы помните, это были годы сложного финансирования. Исходя из этого, в конце 2000-х правительство Санкт-Петербурга приняло новую программу восстановления Гатчинского дворца. Первые серьезные результаты вы видите сегодня – в год 250-летия Гатчинского дворца».

Как пояснил Василий Панкратов, Греческая галерея была готова еще в прошлом году. Ее специально придержали, чтобы открыть в год 250-летия. А комплекс помещений в Арсенальном каре, Мраморная лестница, фасады и двор – это специальная программа к 250-летию.

«Уже начали реставрировать комнаты Николая I, – раскрыл планы на будущее директор. – Но для нас самый главный – следующий этап – это реставрация парковых сооружений. Безусловно, парк тоже требует внимания. Мы уже реставрировали и мостик, и павильон Венеры, но серьезно примемся за парк в следующем году».

Многие яркие события юбилейного года начинаются со слова «впервые». На плацу Гатчинского дворца впервые стала регулярно проходить реконструкция церемонии развода караула Гатчинского Лейб-Гвардии Егерского полка.

Впервые в современной истории Театра музыкальной комедии 18 июня у стен Иорданского фасада Большого Гатчинского дворца будет исполнена музыкальная фантазия на тему оперетты Стрельникова «Холопка».

В июле в Гатчине пройдет ставший уже доброй традицией гала-концерт симфонической музыки «Ночь музыки» под открытым небом и масштабное свето-пиротехническое представление «Ночь света – 2016». В рамках международного фестиваля «Опера – всем» на площади Гатчинского дворца впервые будет представлена одна из самых знаменитых опер великого немецкого композитора Рихарда Вагнера – «Тангейзер».

В августе гостей и жителей Гатчины ждет еще одна премьера – фестиваль маломерного флота на Белом озере. В сентябре – военно-исторический парад «Салют императору». В октябре состоится открытие обновленной экспозиции в личных комнатах императора Павла I и совместный проект музея-заповедника «Гатчина» и Дома танца «Каннон Данс» – «Лабиринты Венеры». В декабре в Арсенальном каре Гатчинского дворца ожидается долгожданное открытие после реставрации Мраморной лестницы Гатчинского дворца. Решенная в традициях Ренессанса, Мраморная лестница являлась одним из наиболее торжественных парадных помещений всего комплекса дворца. Это стоит увидеть и нам!