«Открытый бюджет» Ленинградской области

«Открытый бюджет» Ленинградской области

Третий год подряд в Ленинградской области проходят открытые публичные слушания об исполнении областного бюджета за предыдущий год. Казалось бы, какой смысл обсуждать то, что закончилось уже полгода назад. Но областные чиновники доказали: смысл есть. Он заключается не только в том, чтобы окончательно «свести» все цифры и выявить недоработки, но и продемонстрировать жителям региона «открытый бюджет».


Одноименный интернет-ресурс уже снискал популярность среди жителей Ленинградской области, которые могут найти любую информацию, касающуюся расходов, доходов регионального бюджета и планов развития области в открытом доступе в разделе «Документы» на портале «Открытый бюджет» Ленинградской области www.budget.lenobl.ru.

Первые публичные слушания состоялись в 2014 году в Светогорском поселении Выборгского района. В 2015 году с «Открытым бюджетом» познакомились жители Луги. На этот раз узнать все об исполнении бюджета можно было на публичных слушаниях, которые прошли в Центре культуры, досуга и творчества г. Коммунара. Заслушать доклад областного комитета финансов собрались жители не только Гатчинского района, но и других муниципальных районов области.

С приветственной речью выступили заместитель главы администрации Гатчинского района по финансовой политике Илья Носков и глава администрации Коммунара Вера Пыжова.

Главным докладчиком мероприятия стал первый заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета финансов Роман Марков. Свое выступление он начал с рассказа о непростых условиях, в которых формируется бюджет региона. «Мы исполняем бюджет в условиях большой непредсказуемости по макроэкономическим и внутриэкономическим параметрам, потому что экономика региона, как и других субъектов страны, привязана к таким мировым показателям, как курс доллара и цены на нефть», – пояснил он.

Консолидированный бюджет

В 2015 году доходы консолидированного бюджета (это свод бюджета области, всех муниципальных бюджетов и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования) составили 132,5 млрд рублей. По расходам консолидированный бюджет региона исполнен в сумме 120,8 млрд рублей.

Бюджет Ленобласти

Основные показатели областного бюджета по доходам составили 105,6 млрд рублей. В структуре доходов 90 млрд рублей – это налоговые доходы (85,3 % от общего количества), 3,6 млрд рублей – неналоговые доходы и безвозмездные поступления – 11,9 млрд рублей.

Основным доходным источником традиционно остался налог на прибыль. Регион заметно вырос в общероссийском рейтинге благодаря таким крупным налогоплательщикам, как «Сургутнефтегаз», «Росатом», «Филип Моррис», «Атомный энергетический комплекс» и др. По сравнению с 2014 годом объем налога на прибыль увеличился на 3,8 млрд рублей. По этому показателю Ленинградская область занимает девятое место в общем федеральном рейтинге с приростом в 12,6 %. Для сравнения: средний прирост по всем субъектам федерации составил 7,3 %.

Поступления налогов на доходы от физических лиц увеличились на 5,4 % или на 927 млн рублей.

«Безусловно, нам есть, над чем работать. Но можно с уверенностью сказать, что Ленинградская область сегодня чувствует себя экономически более комфортно, чем другие субъекты страны», – резюмировал Роман Марков.

Исполнение указов президента

Правительство Ленинградской области полностью выполнило все указы президента страны Владимира Путина, более известные как «майские указы президента».

Средняя заработная плата медицинских работников сегодня составляет 46 906 рублей, педагогов общего образования – 35 835 рублей, педагогов дошкольного образования – 34 057 рублей, среднего медицинского персонала – 29 698 рублей, работников учреждений культуры и соцработников – 25 414 рублей.

«Мы считаем своим приоритетом в будущем придерживаться такой же положительной динамики, чтобы учителя и врачи чувствовали себя защищенными в непростых экономических условиях», – сказал председатель комитета финансов.

Исполнение адресной инвестиционной программы по строительству составило 7 млрд рублей, что является своеобразным рекордом. В 2015 году было построено 18 детских садов, 45 объектов водоснабжения и канализации, объекты жилой площади, газификации, 19 дорог, 21 объект системы здравоохранения, 18 спортивных сооружений и многое другое. Причем 75 % всех объектов являются муниципальной собственностью и только 25 % – областной.

Государственные программы

На территории Ленинградской области реализуется 16 государственных программ, на которые выделяются средства из областного бюджета. Это развитие здравоохранения, современное образование, социальная поддержка отдельных категорий граждан, развитие физической культуры и спорта, развитие культуры, обеспечение качественным жильем граждан, обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности, безопасность, охрана окружающей среды, информационное общество, стимулирование экономической активности, развитие автомобильных дорог, развитие сельского хозяйства, управление государственными финансами и государственным долгом, повышение эффективности государственного управления и снижение административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг, устойчивое общественное развитие.

Современное образование в Ленинградской области

Программа имеет наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета региона в 2015 году, который составил 20,7 %. На эти цели было выделено более 19 млрд рублей. По многим показателям развитие этой отрасли превысило планы. «За этим стоит тяжелый труд наших педагогов, за что им огромная благодарность», – сказал Роман Марков.

Программа «Развитие здравоохранения» – вторая по насыщенности госпрограмма, исполняемая в регионе, на которую было выделено почти 17 млрд рублей. Ее удельный вес в общем объеме расходов составил 18 %.

Роман Иванович рассказал, что Ленинградская область всегда была в списке «проблемных» субъектов по показателям по здравоохранению. В результате плодотворной работы – строительства травмпунктов, развития санитарной авиации, модернизации больниц – удалось снизить смертность от всех причин (на 1 000 населения) на 0,5 % и повысить количество младенцев, родившихся здоровыми (на 1 000 населения) на 0,7 %. Эти показатели являются определенными ориентирами развития территории.

«Надеемся, что после открытия перинатального центра в Гатчине количество здоровых новорожденных заметно вырастет», – заявил Марков.

Помимо этого, в Гатчине реализуется адресная инвестиционная программа по строительству поликлиники на 380 посещений в смену в микрорайоне Аэродром Гатчины и строительство ФАПа в пос. Семрино.

Что касается перинатального центра, то Роман Иванович подтвердил, что срок сдачи объекта действительно затягивается. «Подрядчик пока нас не радует, но губернатор держит ситуацию под личным контролем», – пояснил председатель комитета финансов.

Программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области» была исполнена на 97, 2 %. Объем финансирования составил 13,1 млрд рублей. Говоря об этом, Роман Марков отметил, что на сегодняшний день правительство региона разрабатывает социальный кодекс, который будет включать все меры социальной поддержки граждан. Это нужно для того, чтобы сделать помощь адресной, а не «раздавать все по чуть-чуть», как сказал Роман Иванович.

По адресной инвестиционной программе «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» на Гатчинский район в прошлом году было выделено более 21 млн рублей на строительство распределительного газопровода к многофункциональному музейному центру в селе Рождествено. Также были построены: распределительный газопровод и газопроводы-вводы к индивидуальным жилым домам дер. Ковшово (7,3 млн рублей), продолжена газификация микрорайона Мариенбург в Гатчине (4,1 млн рублей), осуществлено строительство инженерных сетей к блок-модульной котельной в пос. Вырица (10 млн рублей).

По адресной инвестиционной программе «Развитие физической культуры и спорта» были выделены средства на строительство стадиона и спортивных площадок для Сиверской образовательной школы № 3.

По государственной программе «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области» в 2015 году в регионе было построено 35 автобусных остановок, 39 опор для размещения стационарных комплексов видеонаблюдения, приобретены 21 единица техники,117 единиц лабораторного оборудования и один комплект средств измерений для контроля качества выполненных работ.

«Мы хотим, чтобы асфальт служил долго, а не сходил вместе со снегом. Именно поэтому мы направили серьезные средства на приобретение лабораторного оборудования, что иметь возможность проверить качество выполненных строительных работ и, в случае необходимости, призвать подрядчика к ответу», – пояснил Роман Марков.

В общей сложности на развитие автомобильной сети дорог в регионе в 2015 году было затрачено почти 8 млрд рублей, куда входит и строительство дорог в Гатчине: участок Красносельского шоссе, подъезд к Гатчине, Пушкинское шоссе, строительство дублера Киевского шоссе и др.

В своем докладе Роман Марков также отметил те проблемы, которые областным чиновникам необходимо учесть в дальнейшей работе. Среди них две основных – освоение федеральных средств не в полном объеме и вытекающее отсюда несоблюдение сроков строительства объектов.

В связи с этим ужесточились требования по федеральным субсидиям. Если субъект не успевает освоить федеральные средства в срок, министерство финансов РФ их отзывает. Правительство Ленинградской области, в свою очередь, также ужесточило условия предоставления субсидий из областного бюджета на уровень муниципальных образований с возможной системой штрафных санкций.

Оценка депутатов

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Николай Пустотин дал оценку исполнению бюджета Ленинградской области за 2015 год от имени своих коллег – областных депутатов.

Николай Иванович обратил внимание на то, что специалисты комитета финансов не оценили эффективность предоставленных юридическим лицам субсидий. В 2015 году на эти цели было выделено 9 млрд рублей.

Он также обозначил проблему реализации расходной части бюджета, 30 % которой приходится на четвертый квартал календарного года. Причем почти половина этой суммы приходится на декабрь месяц. Длительные сроки проведения конкурсов, слабый контроль со стороны заказчиков по отношению к подрядчику, неспособность некоторых подрядчиков выполнить взятые на себя обязательства – все это, по мнению Николая Пустотина, необходимо изменить для успешной реализации запланированных бюджетных средств. Государственные программы были выполнены на 93,7 %. Это хороший показатель, по мнению депутатов, но неисполнение программ в денежном эквиваленте составляет 6 млрд рублей, что существенно влияет на общее положение региона.

Председатель общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов поддержал идею о том, что систему конкурсных процедур необходимо менять.

Юрий Васильевич предложил обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой внести изменения в федеральное законодательство. Иначе, как сказал он, «это превращается в хронические недостатки исполнения бюджета».

«Муниципальные и областные контракты должны быть заключены в ноябре-декабре предыдущего года, чтобы уже 11 января текущего года подрядчик мог приступить к выполнению взятых на себя обязательств», – сказал Юрий Трусов.

Завершая свое выступление, председатель общественной палаты поблагодарил Романа Маркова за то, что он «наполнил жизнью цифры в докладе об исполнении бюджета региона, и мы смогли увидеть, что за данными статистики стоят реальные дела и события».

В режиме диалога

Муниципалы попросили вернуть транспортный налог на уровень поселений, на что получили отрицательный ответ. Аккумулирование сборов за транспортный налог в региональном бюджете предусмотрено законодательством и бюджетным кодексом.

«Мы думали, что с участием поселений мы сможем эффективнее собирать транспортный налог, но этого не произошло», – добавил Роман Иванович.

Он отметил, что областное правительство полностью компенсирует выпадающие доходы муниципалов по транспортному налогу за счет дополнительных нормативов по НДФЛ и дотаций на выравнивание.

Член Общественной палаты Ленинградской области Виктор Паршиков задал вопрос о судьбе школы № 4 г. Гатчины, которую обсуждают из года в год на совещаниях и встречах различного уровня, при этом ситуация остается прежней, т.е. никакой. Роман Марков обещал прислать письменный ответ.

На вопрос о задержке сдачи жилых домов в Коммунаре изза недостаточной мощности очистных сооружений ответила глава местной администрации Вера Пыжова. Она заверила, что после проведенной работы по энергосбережению удалось снизить количество принимаемых стоков на очистных сооружениях, в результате чего «дома будут постепенно вводиться в эксплуатацию».