Мастер-класс для стеснительных

Максиму Пищику 13 лет. Одетый в королевский хитон и бархатный плащ, с блистающими в свете театральных прожекторов «золотыми цепями» с символами герцогской власти, окружённый свитой пажей – он уже не просто мальчик, как сто тысяч других мальчиков, ученик Гатчинской гимназии им. Ушинского. Он, пусть всего на час, великий герцог Вероны – Эскал в спектакле театрального творческого объединения «Ренессанс» Гатчинского центра дополнительного образования «Созвездие».

Звучит музыка, Максим волнуется, испуганно считает: раз, два, три… Пора! И шагает на сцену, как в бездну, как парашютист из самолёта.

— Прежде, рассказывает Максим, мои родители часто водили меня на постановки в театры Санкт-Петербурга и на спектакли гатчинских театральных коллективов. Я восхищённо смотрел на актёров, но себя на их месте не мог даже представить, потому что всегда был очень застенчивым, особенно в общении с не знакомыми мне людьми, детьми или взрослыми. Любой «выход в свет» казался мне огромной проблемой и настоящей проверкой на прочность. Так было, пока мама, четыре года назад, не привела меня в театральное творческое объединение «Ренессанс» Гатчинского центра дополнительного образования «Созвездие», что размещается в нашем городе на улице Чкалова в старинном доме под № 32. Руководит нашим творческим объединением Юрий Иванович Давыдкин.

В нашем объединении все ребята занимаются в различных группах, сформированных по возрастам и индивидуальным творческим данным. По программе «Основы театрального творчества» мы посещаем занятия по актёрскому мастерству, творческим развивающим играм, сценической речи, сценическому движению с элементами пластики и пантомимы, устройства и техники театральной сцены, основам театрального грима.

Наш педагог рассказывает нам на занятиях, как вести себя перед зрителями, увлекать аудиторию и справляться с естественными волнениями и зажимами.

К концу учебного года мы участвуем в отчётных спектаклях, выступаем с премьерами перед самыми нашими требовательными зрителями – родными и друзьями, а потом нас ждёт череда сложных конкурсов и фестивалей, на которых мы показываем, чего смогли достичь в своём творческом росте за прошедший учебный год. Это районный и областной уровни конкурса – фестиваля «Театральные подмостки», городской и районный уровни творческих конкурсов художественного слова – «Живая классика», «Конкурс чтецов».

Но действительно ли актёрские мастер-классы способны сделать человека свободным от его психологических и физиологических комплексов? На этот вопрос отвечает мастер-психолог Валерия Дмитриевна:

— Именно в детстве, как известно, формируется характер и личность человека. Внутренняя неуверенность в себе с малых лет может перерасти в различные формы социофобии – боязни проявления любых общественных действий, коммуникативных связей, взаимоотношений. Поэтому очень важно изначально научить ребёнка умению управлять своими эмоциями, адаптироваться к большому количеству окружающих тебя людей, справляться с неизбежным вниманием к твоей персоне окружающих. И помочь в этом призваны как раз театральные мастер-классы, занятия творческих кружков и объединений. На такие занятия приходят не только дети, но и взрослые».

Им-то зачем? Задаю я себе вопрос. Ведь их характер уже сформирован, и им, как мне кажется, совсем не нужно что-то менять в своей жизни. Здесь Валерия Дмитриевна оживляется и вступает со мной в спор, утверждая, что «во многих, даже самых простых, на первый взгляд, профессиях умение вести себя расковано, артистично и свободно может оказаться чуть ли не решающим фактором. Вот вам простая житейская история.

— Весь первый рабочий месяц мне казалось, что я прохожу какую-то эстафету, а каждый новый покупатель – новая полоса препятствий, рассказывает Дарья Александрова, продавец-консультант одного из гатчинских магазинов бытовой техники. – Когда посетители просили меня помочь им с выбором того или иного товара, внутри меня была ужасная паника, и в итоге ничего внятно я объяснить покупателям не могла. Моё начальство даже собиралось уволить меня за мою низкую производительность. Понимая, что всему виной мой страх общения с незнакомыми людьми, я попросила своих друзей познакомить меня со специалистом, который помог бы мне побороть мою фобию. Так я и встретилась с Юрием Ивановичем, бывшим актёром, режиссёром, а ныне педагогом, ведущим занятия в детско-юношеской театральной студии. Всего за несколько наших встреч он дал мне очень важные уроки, попытался вывести меня из моей «зоны комфорта» черепашьего панциря. В театральных этюдах, например, я должна была кого-то спародировать. Он давал мне задачи на характерных персонажей, и я должна была сразу же перевоплощаться в них. Мне очень понравилась одна смешная театральная игра – «Крокодил», где в течение всего одной минуты ты то птица, то животное, то насекомое, а то… самовар или утюг. Очень помогли мне в моей работе эти встречи с Юрием Ивановичем, его тренинги и мастер-классы.

Великий К.С. Станиславский разработал простой и понятный метод, позволяющий любому, даже самому бездарному, актёру прочувствовать и передать чужие переживания. Согласно его теории, процесс перевоплощения можно разделить на два этапа.

Первый заключается в постоянной работе над собой. Желая максимально правдоподобно кого-то сыграть, мы должны детально изучить оригинал: его круг общения, мимику, речь, движение и даже походку.

Следующая наша задача – постоянные репетиции, ведь, по мнению великого режиссёра, реформатора сцены, многочасовые повторения вживания в сценический образ и есть ключ к успеху.

Режиссёр Анатолий Эфрос написал когда-то книгу «Репетиция любовь моя», где подробно описывает процесс работы актёра над ролью в процессе перевоплощения. Второй этап требует душевной отдачи, полного осмысления своей роли. Актёр должен взрастить в себе веру в предлагаемые обстоятельства действия. Дело лишь в качестве, основным критерием которого было знаменитое Станиславского «Верю – не верю!»

Соглашаясь с действенностью этого метода, Валерия Дмитриевна Дорошевич добавляет: «Вжиться в роль – это ещё полдела! Но ведь ещё нужно выйти и сыграть!»

от здесь-то и пригодится умение справляться с внезапно нахлынувшим на актёра волнением, которому так усердно учат в театральных студиях, колледжах и вузах.

— Боязнью выхода на сцену, рассказывает Валерия Дмитриевна, страдают 95% людей. Тот, кто не имеет этой боязни, к сожалению, профнепригоден для актёрского и, вообще, исполнительского ремесла. Существует целый ряд терминов, связанных со страхом перед светом прожекторов, заполненного людьми зрительного зала, микрофона. У многих при этом на ассоциативном уровне возникает не мотивированная тревога. В совокупности же всё это называется пейрафобией или глоссофобией, то есть, боязнью публичных выступлений. Психологический зажим переходит в зажим физиологический, и вышедший на сцену исполнитель выглядит деревянным Буратинкой, с зажатыми дыханием, речью и движениями. Те, кому удаётся преодолеть этот барьер, в дальнейшем полностью пересматривают своё отношение и к своей жизни, во всех её творческих, социальных и иных проявлениях».

И ещё несколько слов мне бы хотелось сказать о Юрии Ивановиче Давыдкине. В далёком уже 1973 году он закончил театральное отделение Ленинградского культпросветучилища (ныне Санкт-Петербургского колледжа культуры и искусства). С этого времени и началась его творческая деятельность как актёра, режиссёра и театрального педагога. В 1978 году он заканчивает кафедру сценарного мастерства и режиссуры массовых праздников Ленинградского института культуры, а в 1982 году – высшие режиссёрские курсы главного режиссёра Ленинградского АБДТ, профессора Г.А. Товстоногова при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (мастер А.И. Кацман). Юрий Иванович дипломант и лауреат международных и всероссийских театральных конкурсов.

В течение 43 лет своей педагогической деятельности он был сценаристом и постановщиком крупных театрализованных праздников, проводимых в Ленинграде, Новгороде, Гатчине. Он проводил с 1983 года Пушкинские праздники в г. Гатчине до того момента, пока они не достигли областного уровня. За эти годы у Юрия Ивановича занимались более 3500 подростков и юношей. Поставлены десятки спектаклей и театрализованных представлений. Шесть раз его театральные коллективы становились дипломантами и лауреатами всероссийского уровня. Более тридцати его учеников пошли по стопам своего учителя и закончили те или иные театральные учебные заведения. Среди них есть уже народные и заслуженные артисты, известные имена в мире шоу-бизнеса.

Сегодня Юрий Иванович уже давно пенсионер, но попрежнему полон сил, отдаёт всю свою любовь, свои знания и бесценный опыт юным артистам Гатчинского центра дополнительного образования «Созвездие».

А я вновь и вновь возвращаюсь мыслями к маленькому, начинающему актёру Максиму Пищику, к его первым шагам на театральных подмостках, его первой победе над собой и настоящем триумфе творческого перевоплощения в образ. Вот он в герцогском одеянии из «Ромео и Джульетты» уже сосчитал до трёх и под удивлённый «Ах» публики вышел в центр сцены, растерянно смотрит в зрительный зал, ожидая от зрителей поддержки и одобрительных аплодисментов…

Максим вспоминает: «Спрашиваю себя, зачем я на всё это пошёл? А в мыслях сидит актёрская задача, поставленная мне моим режиссёром Юрием Ивановичем: я должен, во что бы то ни стало примирить эти два вечно враждующих между собой рода Монтекки и Капулетти. Я люблю их всех. Все они мне родные люди. Моё сердце кипит и плачет от этой раздирающей всех нас ненависти. Я сейчас уже и не знаю, каким бы я человеком стал, если бы тогда, четыре года назад, я так и не собрался бы с силами и не переступил порога этой, пугающей меня, сцены».

О созидающей природе театра вместе с юным актёром Максимом Пищиком и психологом Валерией Дмитриевной Дорошевич размышляла журналист Татьяна Троицкая