Передача паролей опасна для ваших финансов!

Уж сколько раз твердили миру: не сообщайте банковские пароли третьим лицам. Да все без толку, и третьи лица беззастенчиво этим пользуются.

…Наталья Петровна продавала полушубок на «Авито». Мутоновый, нарядно-светлый, с переливом – практически новый! – за пять тысяч рублей. Дело шло к февралю, а Наталья Петровна обзавелась норкой – черной, блестящей, легкой. Скорей сбыть с рук плебейскую овцу – шкаф не резиновый. И деньги – пять тысяч – пенсионерке не лишние. Тем более что новоприобретенная зверушка съела часть пенсионных накоплений. Но по объявлению никто не звонил… Пока однажды под вечер субботы не раздался звонок с незнакомого номера: немолодой нацмен (судя по акценту) заявил о своем намерении купить полушубок – в подарок сестре. Без примерки, не глядя, не торгуясь. Однако… «Только сам я в командировке – в Тверской области, я переведу вам деньги на карту – сестра придет заберет. Дайте номер карты, продиктуйте паспортные данные». И вот тут надо было сказать «Стоп!». Но сказать было некому. На радостях, ни с кем не советуясь, Наталья Петровна вступила в длительную телефонную связь. Покупатель со своим южным акцентом туманно объяснил ей, что для перевода денег ему надо подключиться не то к мобильному банку, не то к онлайн-банку, и сейчас на ее мобильник будут приходить для него пароли, которые она должна ему сообщать. Энное количество раз Наталья Петровна исправно диктовала абоненту цифры, которые слал ей Сбербанк. Потом наступила пауза.

Тут надо пояснить, что взаимоотношения Натальи Петровны с компьютером (и прочими гаджетами) характеризуются отрицательно: дома она этой малополезной вещи не держит, смартфона в руках не держала, объявление за нее на «Авито» подавала дочь, но вот телефон в объявлении, к несчастью, указала Натальи Петровнин. Такие понятия как «мобильный банк» или «сбербанк-онлайн» для пенсионерки просто не существуют – вешай лапшу, не хочу.

Через некоторое время снова раздался звонок: тот же нацменский голос истерично верещал, что по ошибке он случайно забил лишний ноль и, таким образом, перевел Наталье Петровне за шубу не пять, а пятьдесят тысяч рублей. Мужчина в трубке рвал на себе волосы и грозил сердечным приступом. Сердобольная Наталья Петровна, подумав: «Какой бестолковый!», принялась его утешать: придет ваша сестра за шубой, и я отдам ей сдачу. «Ах, нет – сестра любит приложиться к бутылке, ей такие деньги в руки давать нельзя! И весь ужас в том, что деньги эти – казенные, послезавтра настанет рабочая неделя, и вскроется растрата! Что делать? Запишите номер моей банковской карты и переведите мне обратно сорок пять тысяч рублей. Скорее! Немедленно! Что-то мне уже нехорошо – сейчас «скорая» приедет». Предложение дожить до понедельника и разобраться вместе с работниками Сбербанка покупатель категорически отверг. Он же предусмотрительно затеял эту аферу именно на выходных.

Наталья Петровна все приняла за чистую монету. Но – не на ту напали! – сходила в Сбербанк (благо банкоматы функционируют круглосуточно) и проверила баланс: точно – ей на карточку поступили пятьдесят тысяч рублей.

А теперь угадайте – где подвох? Вот и сотрудники банка потом долго-долго гадали, рылись в компьютерах, шерстили программы, проверяли счета и никак не могли докопаться… Но докопались.

Ибо на следующее – воскресное – утро взвинченная, не выспавшаяся от переживаний за горе-покупателя Наталья Петровна еще до завтрака помчалась в банк и …перевела ему на карточку сдачу с пятидесяти тысяч. И, умиротворенная, отправилась пить утренний кофе. Но червь сомнения всё же закопошился. Кстати, никакая сестра за полушубком не пришла, да и телефон замолчал. Поэтому в понедельник Наталья Петровна отправилась все в тот же Сбербанк – выяснять подробности своих финансовых операций. И после мучительных изысканий банковские девушки с недоумением установили, что деньги – те самые пятьдесят тысяч – на карточку Наталье Петровне были переведены с ее же собственного счета – со сберкнижки. Таким образом, «сдачу» – сорок пять тысяч рублей – она просто подарила мошеннику из своего кармана.

В банке тут же заблокировали карту – вообще уничтожили и завели новую, с новыми реквизитами. И посоветовали обратиться в полицию. Которая, при всем сочувствии, ничем не могла помочь: оперативник показал стопку заявлений по аналогичным фактам и объяснил, что в возбуждении уголовного дела все равно будет отказано. Ну, посудите сами: вы добровольно называли незнакомому гражданину пароли, хотя банк ведь предупреждает – предупреждает ведь: передача паролей опасна для ваших финансов! Так что никому и никогда. Потом вы сами же, своей рукой, перевели ему деньги – вас никто не принуждал. Вас искусно ввели в заблуждение, но это еще надо доказать. А как, спрашивается? Вся доказательная база держится на честном слове – вашем. А счет, на который вы переводили деньги, наверняка был «транзитный» – уже ни денег там, ни самой этой банковской карты давно нет. И оформлена она была наверняка на какого-нибудь бомжа – он уже успел побывать миллионером и разориться, пока злоумышленники его банковскими картами манипулировали. А телефон, с которого звонил мошенник, в отключке, сим-карта тоже на бомжа оформлена – или вообще ни на кого не оформлена, и проворачивает свои операции этот ушлый мужик, сидя где-нибудь в Урюпинске, или во Владивостоке, или и правда – в Твери. В общем, ищи ветра в поле…

Банковские служащие попытались утешить, что есть же страховка счета – какую-то сумму можно вернуть, но случай оказался не страховой: карту не похищали, пин-код не подбирали, владелица карты все сделала сама и по доброй воле. Не будет же банк каждому лоху выплачивать компенсацию за лохотрон… И помните: на каждой банковской карте есть длинный банковский номер: 8-800и так далее – туда надо звонить во всех подозрительных случаях.

Наталья Петровна смирилась с потерей и пригрозила близким: слова «авито» и «мобильный банк» в ее присутствии не произносить. А полушубок продавать передумала: манерная норка плохо греет в слякотные питерские морозы.