«В углах лицейских переходов являться муза стала мне…»

«В углах лицейских переходов являться муза стала мне…»

В октябре исполнилось 205 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Накануне этого знаменательного события, 17 октября, в Межпоселенческой центральной районной библиотеке им. А.С.Пушкина прошли традиционные «Лицейские чтения».


В этот день гостей библиотеки встречала выставка детских рисунков под названием «Он – Пушкин, и бессмертен он!» Трогательные, ярко выписанные персонажи любимых пушкинских сказок, сам Александр Сергеевич и его близкие – няня Арина Родионовна, Наталия Гончарова – как знак того, как Пушкин, входя в нашу жизнь через двери детской комнаты, остается в ней уже навсегда.

В библиотеке можно было запросто побродить по желтым, шуршащим листьям, усеявшим коридорные дорожки. Листья были и на столах читального зала, где проходили «Лицейские чтения». На этот теплый осенний праздник собрались все те, кому дороги литературная история России и имя Александра Пушкина. Библиотекари и учителя-словесники, краеведы и пушкиноведы – многие с докладами, в которых заключались драгоценные зерна истории, воспоминаний современников лицея и размышлений на тему русской словесности и образования.

По словам открывшей «Лицейские чтения» Елены Бабий, директора «Пушкинки», Лицей для Пушкина стал истоком его вдохновенного творчества. С другой стороны, как отметила Елена Леонидовна, лицей и сам, оставаясь этим истоком, со временем наполнился гениальностью поэта, что сделало эту связку – «Лицей и юный Пушкин» – неразрывной на века.

Об этой связи шла речь и в докладе народного пушкиниста, преподавателя русского языка и литературы Кобраловской школы Елены Киселевой. Елена Львовна представила презентацию, которую сделали ее воспитанники по следам посещений музея-лицея в Пушкине. Как известно, Императорский Царскосельский лицей был основан в августе 1810 года по указу императора Александра I («Он взял Париж, он основал Лицей», как писал об этом Пушкин).

Рассказ о Царскосельском лицее продолжила ведущий хранитель экспозиции Всероссийского музея А.С. Пушкина, заслуженный работник культуры РФ Светлана Павлова. Она напомнила, что, кроме Пушкина, из стен Лицея вышла целая плеяда замечательных деятелей науки и культуры, государственных мужей.

Царскосельский лицей просуществовал до 1843 года, после чего это учебное заведение перенесли в Петербург, назвав его Императорским Александровским. Но даже после этого переезда традиции Царскосельского лицея бережно сохранялись студентами последующих курсов и передавались из поколения в поколение.

Что же лежало в основе знаменитых лицейских традиций? По словам Светланы Павловой, их краеугольным камнем стало лицейское товарищество, основанное на уважении к личности и равноправии. Лицеисты не только получали блестящее образование, приравненное к университетскому. Они поддерживали и воспитывали друг в друге и в самих себе такие качества, как верность дружбе, честность, благородство, взаимная поддержка. При этом они, в случае необходимости, все как один вставали на защиту Лицея и звания лицеиста.

От имперских образовательных традиций отталкивался в своем докладе «Относительно грамотности» архитектор, писатель, просветитель Александр Семочкин. Александр Александрович сопоставил классическое дореволюционное образование и советское, и сравнение это вышло отнюдь не в пользу последнего. Как считает Семочкин, все великие научные и технические достижения советской эпохи, включая полет человека в космос, стали возможны благодаря заметно остывающей, но все еще сохраняющейся в середине прошлого века преемственности, идущей от великих, великолепно образованных учителей царской России. По мнению докладчика, в ситуации отсутствия таковых огромную роль может сыграть самообразование. «Но все же нужен толчок извне, нужен учитель, который покажет ученику всю красоту познания», – считает Александр Семочкин.

«Лицейские чтения» сопровождались рядом видеопоказов, подготовленных сотрудниками библиотеки. Помимо «теории», чтения включили в себя большой литературный блок, в котором приняли участие пишущие поэты: Николай Рачков, Надежда Ломова, Марианна Соломко, Евгения Корниенко, Дарья Петрова, Людмила Сойту. С литературно-музыкальной композицией «Прекрасен наш союз» выступили учащиеся театра-студии «Эксперимент» Гатчинского педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского.