Особые вопросы для «особых» детей

В Гатчине 10 ноября по инициативе областного Комитета по социальной защите населения состоялся «круглый стол» с родителями детей-инвалидов и детей с особенностями развития. В этой встрече приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области Тамара Литвинова и специалисты профильных областных комитетов.

В ходе «круглого стола» родители получили подробные ответы на интересующие их вопросы, касающиеся образования, медицинского обслуживания, обеспечения доступной среды, получения путевок в санаторно-курортные учреждения.

Для семей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) остро стоит вопрос их социализации, получения образования и последующей профориентации. Перед самым началом встречи пришедшие на нее родители подписали петицию, адресованную администрации Гатчинского района, в которой просили уделить этим проблемам особое внимание. В первую очередь, речь идет о создании системы вариативного образования в соответствии с законодательно-нормативной базой России.

По данным 2015 года, доля учащихся с проблемами здоровья от общего числа обучающихся в нашей стране составила почти 3,5 % – около полумиллиона детей. Если раньше для таких детей было всего две возможности – надомное образование и специальная школа, то в последние годы к ним добавилась еще одна – инклюзивное (совместное со здоровыми детьми) обучение.

Обсуждение нюансов инклюзивного обучения давно уже вышло на государственный и законодательный уровень. По данным Министерства образования и науки, уже к началу 2016 года пятая часть всех российских школ должна была быть готова обеспечить обучение детей с ОВЗ в обычных классах. При этом инклюзивное обучение подразумевает сохранение и специализированных школ. Напомним, в Гатчинском районе есть всего одна такая школа-интернат в поселке Сиверский.

По словам специалистов, с 1 сентября 2016 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ. По этому стандарту первоклассники этой категории смогут учиться в любой школе страны.

Но, при всех привлекательных сторонах инклюзивного обучения, на деле все оказывается гораздо сложнее. Существует ряд нерешенных пока проблем, в ряду которых – отсутствие в общеобразовательных школах специально подготовленных педагогов-дефектологов, психологов, тьюторов, которые по закону должны сопровождать детей с ограничениями по здоровью. Не готовы к обучению таких детей и учителя обычных классов, которые, по сути, должны иметь несколько образований (например, сурдопереводчика, логопеда, психолога и пр.). Отсутствует пока и методика такого совместного обучения. Вопросы и для родителей, и для детей, и для педагогов – очень непростые…

По словам главного специалиста отдела соцзащиты Комитета образования Ленинградской области Галины Селезневой, детям, имеющим сохранный интеллект, желательна социализация среди сверстников. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР), которых среди всех детей с ОВЗ около 80%, рекомендованы отдельные классы, которые планируется открывать в обычных школах.

Однако, как рассказала главный специалист комитета образования Гатчинского района Наталья Дмитриева, в Гатчине пока есть всего одна школа, где открыты такие классы, – школа №11. По ее словам, открывать подобные классы в других школах нецелесообразно по причине небольшого количества детей с ЗПР. Нет в Гатчинском районе и отдельных классов для слабослышащих и слабовидящих детей.

Выходит, что единственной альтернативой для тех родителей, которые по разным причинам не готовы отдавать своего ребенка в коррекционную школу, пока остается надомное обучение по индивидуальным программам. По словам Натальи Дмитриевой, в Гатчинском районе по таким программам на дому занимается 148 детей. Причем, если раньше на надомное обучение с учителями по учебному плану отводилось 10 часов, то теперь это время будет рассчитываться индивидуально, с учетом образовательных потребностей ребенка.

К этим часам на дому добавляется дистанционное обучение. При этом, по словам специалистов, на сегодняшний день все дети-инвалиды, готовые к дистанционному обучению, обеспечиваются соответствующей техникой. Возможен и такой вариант учебного плана, по которому ребенок посещает отдельные предметы вместе со своим классом, занимаясь по индивидуальной программе.

Для составления индивидуального учебного плана родителям необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую территориальную комиссию. Как говорят специалисты, последнее слово при составлении этого плана остается за родителями, которые лучше всех знают своего ребенка. Готовый учебный план предоставляется в образовательную организацию – для изучения и утверждения.

Многие из вопросов, связанных с образованием, очень выпукло обрисовала в своем эмоциональном выступлении мама ребенка с ОВЗ, учитель начальных классов Елена Шарова. По ее словам, получая педагогическое образование, она даже не предполагала, что для воспитания ребенка-инвалида понадобится еще несколько образований – юридическое, экономическое и медицинское. Как признала Елена Шарова, в Гатчине хорошо налажена работа с детьми-инвалидами – и в реабилитационном центре «Дарина», и в некоторых детских садах. Но реальные проблемы начинаются, когда приходит пора отдавать ребенка в школу. Первыми с трудностями обучения сталкиваются, конечно, родители, и преподаватели ничем им помочь не могут – для этого нет ни пособий, ни специальных программ. Сама Елена закончила курсы по инклюзии, но, по ее мнению, этого недостаточно. Как она считает, для того чтобы справиться с проблемой, каждый педагог должен получить дополнительно профессию дефектолога.

Как рассказала Елена Шарова, гатчинские дети-инвалиды лишены и элементарной возможности заниматься спортом – просто негде. В некоторых местах это можно делать за деньги, но стоит это очень дорого. Замечательным выходом для таких детей было бы создание в Гатчине спортивного центра для инвалидов.

Среди вопросов, волновавших родителей, были и многие другие. О медицинском обслуживании детей с ОВЗ рассказала заместитель главного врача Гатчинской КМБ по детству Римма Цветкова. В частности, Римма Викторовна обещала решить вопрос очередей для детей-инвалидов в детской поликлинике. По ее словам, в некоторых случаях возможны выезды к таким детям бригады специалистов на дом.

На вопрос о том, есть ли в Гатчине специалисты, занимающиеся с детьми-аутистами, последовал ответ, что серьезная работа с такими детьми проводится в Ленинградском областном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Юкках Всеволожского района. В Гатчинском районе также готовится к работе подобный центр – при Центре информационных технологий в поселке Новый Свет.

Дали специалисты совет по профессиональному образованию для детей с ОВЗ. По их словам, возможность получить среднее профессиональное образование есть в каждом учебном заведении для тех, кто получил аттестат. В том, что касается выбора профессии, сначала лучше проконсультироваться с медиками. Затем можно связаться со специалистами отдела профессионального образования областного Комитета по образованию, которые подскажут подходящие учебные заведения. В частности, ряд профессиональных навыков можно получить во Всеволожском Мультицентре социальной и трудовой интеграции. Группы для профессиональной подготовки детей с различными степенями умственной отсталости открыты также в нескольких образовательных учреждениях Ленинградской области.