Услышьте своего ребёнка!

С болью слушала известия о самоубийстве подростков. Почему же они не нашли общего языка с родителями? Где порвалась эта связующая нить? Как же сохранить ее? А начинать надо с детства.

Представьте, что после работы вы идете домой расстроенная, потому что произошел конфликт. Вы встретили подругу и начинаете рассказывать ей о случившемся. Она говорит, что глупо в данной ситуации испытывать подобные чувства, надо относиться спокойнее. И вдруг… вам становится обидно от ее слов, состояние ваше не улучшается, наоборот, даже с подругой разговаривать не хочется, видеть ее не хочется!

Вас не слышат! Оказывается, с ребенком происходит то же самое, если мы, родители, не хотим понять его состояние. Но как только кто-то готов понастоящему искренне выслушать его, признать внутреннюю боль и дать возможность рассказать больше о том, что его волнует, как он способен справиться со своими чувствами и своей проблемой. Как же важно – сопереживать своему ребенку и помочь ему разобраться в своих чувствах!

Выслушайте его внимательно. «Эдик сегодня ударил меня, поэтому я дал ему сдачи, а потом он опять меня ударил», – говорит сын. Если вы его действительно слушаете, а не делаете вид, что слышите его, ему даже не обязательно что-то отвечать. Часто сочувственное молчание – это то, что нужно ребенку в данный момент.

Разделите его чувства и переживания с помощью слов «да», «хм», «понятно». Эти слова вместе с вашим внимательным отношением – стимул для ребенка понять свои мысли, чувства и то, что произошло. Обвинения и советы здесь не уместны. Он может запыхтеть, обидеться и уйти, переживая случившееся и злясь уже на вас, так и не рассказав до конца, что же было на самом деле.

Вместо того, чтобы отрицать его чувства («не расстраивайся, не плачь»), назовите их. «Я вижу, как тебе больно и неприятно, ведь вы друзья, а получить удар от друга так обидно». Не бойтесь назвать его чувство, вы не сделаете этим ему хуже. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается, ведь его чувства признали. Вы оказали ему настоящую помощь. Но назвать чувство ребенка в данный момент – непросто. Нам надо вникнуть в то, что говорит ребенок, и определить, что он может испытывать. Нужна практика, глубокая связь с ребенком, а также запас слов для описания внутреннего состояния ребенка: смущение, обида, горечь, разочарование, неуверенность, боль, усталость, неверие в себя, возмущение и т.д.

Удержитесь от того, чтобы давать советы. Это очень заманчиво – попытаться моментально решить проблему ребенка. «Эдик – твой друг. Ты сам не идеален, ты это знаешь. Иногда ты первый начинаешь, а обвиняешь кого-то другого». Сын: «Неправда! Он первый начал! Что с тобой разговаривать, ты никогда мне не веришь!». Когда чувства ребенка отрицаются, родители и дети испытывают все большую враждебность по отношению друг к другу. Когда чувства принимаются, борьба уходит из отношений, мы помогаем ребенку и знакомим его с внутренним миром чувств человека. Как только это для него прояснится, он соберет свои силы и расскажет вам сам, что он нечаянно разбил любимого робота своего друга. А вы – рядом, покажите, что вам понятно, что произошло. Совершенно не обязательно соглашаться с его чувствами, он хочет, чтобы их признали, они есть! Вопросы: «Почему ты это сделал? Что случилось?» – здесь неуместны, потому что ребенку теперь нужно еще анализировать причину и придумывать объяснение.

Гораздо полезнее сказать: «Я вижу, что ты грустишь сейчас». Вы поняли желание ребенка – исправить робота и помириться с другом. Дайте ему это желаемое в фантазии: «Я бы хотела, чтобы этот робот появился прямо сейчас перед нами целый и невредимый. Вот было бы здорово!» Что произойдет? Попробуйте использовать эти нехитрые приемы – и увидите. Главное – быть готовым слушать своего ребенка.

Хотя бы раз в неделю в разговоре с ним принимайте его чувства. Не жалейте на общение с ним своего времени. Оно бежит очень быстро. Вы и не заметите, как скоро ребенок станет взрослым и уйдет от вас.

У этого разговора может быть продолжение. Если вы этого захотите, звоните, пишите в редакцию. Расскажите о вашем опыте общения и воспитания, вместе подумаем, проанализируем, поможем друг другу. А с подростками – разговор особый. Помните, что самое ценное, что есть у человека на земле – это его дети. Вырастите их такими, чтобы они и в старости были вашей гордостью и опорой.