О первых мелиоративных работах в бассейне реки Оредеж

Если взглянуть на южную часть физической карты нашей области, то мы увидим огромные территории заболоченной местности, относящиеся как к Гатчинскому, так и к соседнему Лужскому районам.

Болота начинаются за Рождествено, тянутся через Дивенскую, Низовскую, Мшинскую (какие говорящие названия!), простираются почти до Луги, где местность повышается, переходя постепенно в сосновые боры. Сейчас лишь частичка этого массива освоена садоводами, а основная площадь так и продолжает по сей день стоять заболоченной. А между тем ещё в середине ХIХ века впервые не только возникла идея их осушения, но и начались мелиоративные работы.

Первые изыскания были проведены по предписанию Департамента искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий в 1846 г. подполковником, инженером корпуса инженеров путей сообщения Грином. По итогом этих работ Грин разработал проект «О приведении в образцовое устройство Санкт-Петербургского и Царскосельского уездов и об осушении болот». В проекте, в частности, он предложил устроить водоприёмные каналы в районе Лужского бассейна.

Государь император Николай Павлович посчитал проект весьма полезным и выразил желание, чтобы работы начались с осушения пространства по дороге от Гатчины к Луге по обеим сторонам реки Оредеж. Эта часть включала в себя 33428 десятин моховых и 3858 десятин торфяных болот. Пожелания государя, естественно, были учтены, и уже в 1848 году начались первые мелиоративные работы под руководством инженера Грина.

Исследования показали, что верховья главных ручьёв, впадающих потом в Оредеж и Лугу, завалены, очень извилисты и имеют незначительное падение высоты. Всё это создаёт затруднения естественному стоку вод, следствием чего и является заболачивание. По представленному проекту всё пространство восточной части бассейна реки Луги было разделено на 37 отдельных болот. Часть болот предполагалось осушить устройством водоотводных каналов к прилегающим ручейкам и рекам, которые могут служить естественными приёмниками. Для остальных – устроить искусственные водоприёмники.

Предполагаемая стоимость работ по смете, рассчитанной автором проекта Грином, составила 189460 руб. серебром. Департамент счёл эту сумму завышенной, пересчитал и сократил её почти втрое до 68161 руб. А теперь судите сами, что из этакой «экономии» вышло.

Главноуправляющим Департамента путей сообщения в те годы был генерал-адъютант и кавалер граф Клейнмихель. Работы по осушению выполнялись подрядчиками Шмаковым и Балашовом в 1849 году. Наблюдавший за работами инженер Грин писал в рапорте, что по его проекту земли при рытье каналов должны были вывозить, но департамент финансов счёл эту работу излишней. Землю оставляли рядом с прорытыми каналами, что вскоре привело к её смыву паводковыми водами и засорению прорытых каналов. Рапорты его действия не возымели, и уже в 1850 году Грин подал просьбу об освобождении его от наблюдения за мелиоративными работами по состоянию здоровья. После ухода Грина освидетельствование каналов проводил корпуса инженеров путей сообщения полковник Гергард.

Из документов известно, что подрядчики строили водоприёмные каналы вблизи рек Суйда и Мюрле. Работало на копке 6205 рабочих, по смете же полагалось 4044 человека. Дело в том, что смета не учла закаменённости наших грунтов. Особо крупные камни приходилось закапывать ниже уровня канала. Трудности были и с дополнительной чисткой от глиняной бузы из-за сильного течения в речках, омутах, в местах перегонки местными крестьянами скота.

Подрядчики подали прошение об увеличении ассигнований. Комиссия при Департаменте финансов постановила:

  1. Удовлетворить прошение Шмакова об увеличении сметы за понесённые им расходы.
  2. Уже вынутую землю и вновь вынимаемую не оставлять на месте, а отвозить в сторону на расстояние не менее 5 саженей, обязав подрядчиков не разравнивать землю, а укладывать её частями, оставляя интервалы для свободного протока болотной воды в канал.

Только в следующем 1850 году для производства дополнительных работ потребовалось ещё 76680 рублей. Но и потом выяснилось, что многие вырытые каналы оказались недостаточно длинны и не доходили до болот на расстоянии в среднем трёх верст. Нужно было вновь дополнительное финансирование. Кроме того, выкопанные каналы скапливали воды по правому берегу реки Орлинки, создавая помимо природного дополнительное заболачивание лугов.

Всего было устроено 46 водоприёмных каналов, чем цель была всё-таки в значительной степени достигнута к 1853 году. Но, судя по тому, что и сейчас бассейны Оредежа и Луги сильно заболочены, поставленная задача благоустройства этой местности была выполнена недостаточно надёжно. Так бывает всегда, когда решение принимают не экономисты, а экономы. Не правда ли, ситуация очень знакомая?