Уникальный плавучий энергоблок представили журналистам

Уникальный плавучий энергоблок представили журналистам

В Санкт-Петербурге прошел XV Форум средств массовой информации Северо-Запада. Программа мероприятия была разнообразна: пока одни журналисты обсуждали состояние и развитие медийного пространства, другие оценили ход строительства уникального плавучего энергоблока на Балтийском заводе.


На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу партнера форума – госкорпорации Росатом реализуется уникальный проект по строительству плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». Особенность экскурсии состояла в том, что журналистов провели по всем открытым площадкам ПЭБ, где ни на минуту не приостанавливалась работа.

Плавучий атомный энергоблок разработан в конструкторском бюро «Айсберг» и предназначен для обеспечения теплоэлектроэнергией города Певек Чукотского автономного округа. ПЭБ будет работать в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Вместе они будут входить в единую сеть электроснабжения города. В октябре 2016 года в Певеке начались работы по строительству береговой инфраструктуры и гидротехнических сооружений для «Академика Ломоносова».

Заместитель главного инженера филиала концерна «Росэнергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных станций» Кирилл Торопов отметил уникальность строящегося объекта, аналогов которому в мире пока не существует.

- Заинтересованность других стран в плавучих атомных энергоблоках объясняется тем, что атомные станции малой мощности обладают достаточными ресурсами для обеспечения тепло- и электроэнергией небольших прибрежных городов, - отметил он.

Подобные проекты позволят эффективно решать проблемы энергоснабжения удаленных районов с децентрализованным электроснабжением и дорогим топливом. Одной из главных задач для нашей страны в развитии и тиражировании плавучих атомных энергоблоков состоит в необходимости развития системы энергоснабжения всего Чукотсткого региона и Чаун-Билибинского энергоузла, где существует дефицит электроэнергии, а плавучие атомные энергоблоки хорошо эксплуатируются в труднодоступных районах Арктической зоны.

Стоить отметить, что оборудование плавучего энергоблока отвечает всем требованиям по надежности и безопасности, в том числе рекомендациям по ядерной и радиационной безопасности Международного агентства по атомной энергии.

Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» состоит из трех отделений. В кормовой части расположен жилой отсек с тремя ярусами жилых кают, рассчитанных на 86 человек. В носовой части расположены два машинных отделения с паротурбогенераторами, где вода будет превращаться в пар, который будут вращать турбины и, как следствие, вырабатывать электрический ток. В центре судна размещены две реакторные установки КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тысяч человек. Длина судна составляет 140 метров, ширина – 30 метров, высота – около 50 метров.

Во время экскурсии старший строитель корабля Александр Ковалев рассказал, что плавучий энергоблок не является самоходным судном. После завершения строительства оно будет отбуксировано морским или речным путем к месту эксплуатации. Ядерный реактор в процессе транспортировки будет находиться в заглушенном состоянии.

На сегодняшний день на плавучем энергоблоке проводятся завершающие швартовые испытания – проверка общесудовых систем, системы автоматического управления, гидравлические испытания, промывка систем и другие пуско-наладочные работы. Их завершение запланировано на весну 2019 года. После чего последует этап ревизии оборудования и подготовки судна к транспортировке в Певек.

Концерн «Росэнергоатом» в соответствии с графиком строительства береговых сооружений ориентирован ввести плавучую станцию в эксплуатацию осенью 2019 году. К 2021 году ПАТЭС выйдет на полную мощность, заменив Билибинскую АЭС, которую к этому сроку выведут из эксплуатации.

«Академик Ломоносов» станет самой северной в мире атомной станцией, расположенной в зоне вечной мерзлоты.

Фото Ольги Фирсовой