«Тихие штрихи» Вячеслава Данилова

«Тихие штрихи» Вячеслава Данилова

В центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина открылась персональная выставка графики гатчинского художника, члена Союза художников России Вячеслава Данилова.


 

Это уже не первая выставка Вячеслава Данилова в «Пушкинке», но для самого художника она стала важным событием, поскольку на ней впервые представлены исключительно графические работы, выполненные в разнообразных техниках.

Вячеслав Данилов — родом из города Йошкар-Ола. В 1981 году окончил графический факультет Санкт-Петербургской Академии художеств (мастерская Г. Епифанова). За плечами Вячеслава Николаевича — большой опыт работы художником-иллюстратором в детских издательствах. Причем речь идет о еще докомпьютерной, «додизайнерской» эре, когда лишь рука человека могла оживить персонажей всеми любимых детских сказок и историй. Вячеслав Николаевич рассказал о своей работе в таких серьезных издательствах, как «Детская литература», «Просвещение», «Лениздат», «Художественная литература», «Азбука».

Возможно, именно компьютерный переворот в мире детской иллюстрации подтолкнул в свое время художника к выходу в свободное пространство творчества.

- Технические возможности печати за минувшие годы необычайно выросли, а вот художественный уровень иллюстраций упал, - говорит Вячеслав Николаевич.

К сожалению, легкость и быстрота, с которой делаются сейчас «картинки», так называемые «дедлайны», которые не предоставляют художнику времени элементарно сосредоточиться над образами, неизбежно приводят к безликости и легкоусвояемости современной «дизайнерской» продукции. Печальный итог - обесценивание труда иллюстратора, который несет ответственность за каждый свой штрих, особенно в работах для детей.

Сейчас Вячеслав Данилов называет себя свободным художником. Он — автор множества интересных, талантливых работ, которые находятся в частных собраниях России и за рубежом. Жизнь художника — это всегда созерцание, за которым следует запечатление увиденных образов на холсте или бумаге. Художник способен увидеть скрытые смыслы в самых простых вещах, и этим он ценен. Некоторым из мастеров удается запечатлеть на бумаге не только цвета и образы, но и звуки. Вячеслав Данилов — один из таких художников.

Как говорит Вячеслав Николаевич, название для новой выставки - «Тихие штрихи» - родилось само собой. Но мы-то знаем, что нет в этом мире ничего случайного. Вот, например, акварели, сделанные в небольших провинциальных городках южной России или Латвии. Почему нельзя оторвать глаз от обыкновенных старых улочек Таганрога?

Лето... Бледное небо, краски которого словно выпиты лучами яркого южного солнца. Выцветшие под тем же солнцем, покрытые патиной уличной пыли травы и деревья. И — тишина, словно сплетенная из приглушенных звуков знойного полдня: шелест уставшей от жара листвы, редкие голоса птиц, тихий гул проводов, легкие шаги людей, которые никуда не торопятся, потому что — лето...

Среди «тихих штрихов» - яркие мазки одежды, красная косынки бабушки, пасущей свою козу. Так, благодаря пытливому взгляду художника, раскрывается особенная прелесть русской глубинки, редко привлекающая внимание заезжих гостей, да и для самих обитателей городка наверняка незаметная...

По другому выглядят гатчинские акварельные пейзажи, на которых запечатлены архитектурные шедевры прошлых веков. На них тоже «слышна» тишина, но здесь она особенная, гулкая — не зря ведь архитектуру называют музыкой, застывшей в камне. Здесь тоже нет ярких красок, но уже по другой причине — они просто нехарактерны для русского Севера. Чтобы завоевать доверие этой суровой, холодной, неяркой земли, человек должен обладать особым слухом и видением. Может быть, поэтому так естественно в местном пейзаже смотрятся величественные дворцы и храмы — подбирая для этих стен камень за камнем, люди выверяли каждый свой шаг, не желая брать эту землю штурмом.

Гораздо разнообразнее «звуки» в морских пейзажах Вячеслава Данилова. Монастырская бухта Валаама, Камчатский порт, Крымские берега... Звонкие звуки и краски словно преломляются на границе суши и воды, становясь глуше, спокойнее.

Особое место на выставке занимают линогравюры и офорты — настоящая классика графики. Петербургские пейзажи выполнены в технике линогравюры, в том числе цветной. Тушью или черным карандашом на бумаге сделаны портреты и некоторые северные пейзажи. Несмотря на строгость и лаконичность этой техники, часто использующей всего два цвета — черный и белый, именно она, возможно, дает наибольший простор для воображения. Тот же Петербург, например, — в какие цвета он окрашен? В том-то все и дело, что у каждого из нас — свой Петербург, весь сплетенный из линий, цветов, звуков и образов. Петербург, который, тем не менее, невозможно спутать ни с каким другим городом в мире...