Миссия её жизни

Перед ней неизменный дневник. Эту большую тетрадь на ее столе я вижу вот уже тридцать лет.

Рубрики:  Образование

Деловой дневник достоин особого упоминания. Здесь всё четко упорядочено, распределено по дням и часам. И каждое внесенное в него мероприятие имеет свой определенный цвет – красный, синий или зеленый. Так легче ориентироваться во множестве предстоящих дел, по их значимости или по степени своей собственной ответственности. И уж будьте уверены, всё записанное будет выполнено, за всем будет учинён строгий контроль, результаты проанализированы и доведены для участников образовательного процесса как в районе, так и в каждой школе.

Дневник этот лежит на рабочем столе руководителя муниципальной методической службы Гатчинского района Галины Ивановны Каюшкиной. 50 лет своей жизни Галина Ивановна посвятила работе в Ленинградской области, 40 лет она служит в Гатчинском районе, 30 лет руководит методическим отделом. Её преданность профессии, чрезвычайная исполнительность и ответственность стали примером для руководителей образовательных учреждений, учителей, психологов, воспитателей не только города Гатчины и Гатчинского района, но и всех работников образования Ленинградской области. Выступления Галины Ивановны на коллегиях областного комитета образования, на конференциях и семинарах всегда сопровождаются неослабевающим интересом участников, ибо её опыт методической работы уникален, востребован, заслуживает внедрения для решения актуальных задач в реформируемой системе образования России. И в том, что опыт работы комитета образования Гатчинского муниципального района один из самых значимых в Ленинградской области, есть и ее несомненная заслуга.

Многолетняя деятельность Г.И. Каюшкиной по внедрению новых технологий в процесс воспитания и обучения, выстроенная система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, обновленный мониторинг результатов учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, их руководителей и педагогических работников – все это находится в сфере пристального внимания и заботы руководителя районной методической службы. За время работы на протяжении нескольких десятилетий ею организованы и проведены тысячи семинаров, конференций, курсов, школ, конкурсов, заседаний методических объединений. Галина Ивановна убеждена: без методической грамотности, без профессиональной компетентности, без осознания своей миссии в современном образовательном пространстве не может педагог добиваться высоких результатов, не может соответствовать своему назначению, не может выполнять возложенные на него государством функции по модернизации всей образовательной системы страны.

Дойти до каждого работника, определить его сильные профессиональные и личностные качества, целенаправленно использовать их для совершенствования учебно-воспитательного процесса – вряд ли кому-либо из современных менеджеров образования такая задача по плечу. Да, руководить по телефону, использовать современные средства связи в управлении совсем не трудно, такие методы работы, к тому же, не требуют эмоциональной нагрузки. Только вот вряд ли эти менеджеры заслужат безмерное уважение коллег, смогут завоевать такое доверие и такую любовь, какими пользуется Галина Ивановна среди своих сотрудников, друзей и товарищей в течение 50 лет самоотверженной работы в Ленинградской области.

В Гатчинском районе ей хорошо известны все образовательные учреждения: она побывала во всех школах, познакомилась с их педагогическими коллективами, знает их проблемы и старается поддержать руководителей в их решении, ибо главные принципы руководителя методической службы – непрестанная работа с людьми, заинтересованность в их росте, профессиональном совершенствовании и развитии.

Во все времена в школу приходили новые кадры - молодые, неумелые и, чего греха таить, недостаточно методически обученные. Их становлению после окончания педагогического училища, вуза, методическому совершенствованию, росту и посвятила существенную часть своей деятельности Галина Ивановна. По праву её называют «учителем учителей», потому как именно она выпестовала основную когорту руководителей методических объединений района, высокопрофессиональных руководителей образовательных учреждений, которые составляют ныне не только гордость Гатчины и Гатчинского района, но и всей Ленинградской области и России. Сегодня довольно непросто распознать и вывести в лидеры будущего руководителя школы, однако, вся система работы с кадрами в районном отделе образования и методической службе, участие учителей в профессиональных конкурсах разного уровня способствуют тому, чтобы образовательные учреждения возглавляли достойные профессионалы, способные решать глобальные задачи по модернизации российской школы.

Невольно задаешься вопросом, откуда такое внимание к сотням своих работников, откуда такая невероятная заинтересованность в их становлении и профессиональном совершенствовании, откуда такая одержимость в оказании методической поддержки многочисленным коллегам? Это невозможно было бы объяснить лишь непременным «функционалом» и должностными обязанностями чиновника, но можно объяснить человеческими качествами руководителя. Как-то так уж сложилось в советской, а затем и в российской практике, что в руководящие органы образованием, в большинстве случаев, шли и идут до сих пор лишь те люди, практический опыт которых в образовании оказался не совсем положительным. Таким учителям часто не хватает не только психологических знаний о воспитанниках, умений управляться с ними в учебно-воспитательной деятельности, знаний в предметной области, но и организаторских способностей, которые в учительской профессии являются основополагающими. Остается одно умение – умение работать с бумагами, которое и становится превалирующим в руководящей работе любого чиновника, а все остальные компетенции уходят на задний план. К великому счастью, методическая служба района получила в лице Галины Ивановны Каюшкиной совершенно иного управленца.

Родилась Галина Ивановна на Западной Украине, на Волыни. Сказать, что время было там не простое, все равно, что ничего не сказать. Вспомнить можно, сколько страданий выпало на долю местных жителей, которые в результате исторических перипетий испытали массу гонений и идеологической «перековки». Не обошла судьба страданиями и ее семью. Несмотря на более чем скромное семейное положение, на судьбу репрессированного отца и последствия его ареста для всей семьи, ей удалось продолжить семейную учительскую традицию. Продолжить дело своей бабушки, Марии Абрамовны, учителя немецкого и французского языков, и своей мамы, Раисы Афанасьевны, учительницы украинского и русского языков и директора сельской школы на протяжении 24 лет. Закончив среднюю школу в 16 лет с золотой медалью, Галина поступила учиться в Кременецкий педагогический институт, и через пять лет получила диплом учителя химии и биологии.

Ко времени окончания института она вышла замуж и уехала с мужем к месту его военной службы – в Мурманскую область, где 11 января 1963 года, в 21 год, получила свою трудовую книжку, став учителем химии в школе военного городка. В то время в школьном педагогическом коллективе было всего лишь три человека с высшим педагогическим образованием, и среди них - Галина Ивановна.

Ту первую школу она вспоминает с большой теплотой: именно там она училась азам своей профессии, именно в той, своей первой школе формировалось ее умение располагать к себе детей и их родителей, именно там она поняла, что значит для людей округи школа как центр культурной жизни. Кроме детей военнослужащих школу посещали и дети коренного населения Кольского полуострова – народа саами. Закрытые, недоверчивые к чужим людям, дети саами должны были почувствовать доверие к учителю, чтобы без опасения каждый день приходить в школу и делиться с учителем своими сокровенными мыслями и детскими проблемами.

Жили саами всё ещё в своих традиционных жилищах, тупах или куваксах (чумах). Из домашнего убранства имелись деревянная кровать, нары, стол да скамьи. В чумах  можно было увидеть только низенькие столики, сидели же саами просто на шкурах или ящичках. Их зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, была надета зачастую на голое тело, потому как взрослые были сильно подвержены алкоголю и за своим хозяйством не следили, нижнее белье купить было просто не на что. В таких условиях росли дети саамов. И учителю не оставалось ничего иного, как  взять на себя ответственность за их воспитание и образование, за подготовку к будущей жизни.

Галина Ивановна вспоминает встречу со своей выпускницей из народа саами, с Таней, которую ей удалось спасти от злополучного пьянства и нищеты, помочь обустроить по-новому свою жизнь. Тогда классный руководитель сделала все, чтобы девочка из многодетной семьи, где было четверо детей, а двое из них учились в классе у Галины Ивановны, не бросила школу. Мать их заболела раком, отец пил, надо было как-то существовать и зарабатывать на пропитание. Классный руководитель приложила все усилия, чтобы поддержать эту семью, помогла детям найти опору и вырваться из порочного круга обыденного семейного уклада. Случайная встреча на Ленинградском вокзале в Москве до сих пор перед глазами: встретились два не просто близких, родных человека, учительница и ее выпускница. Со слезами вспоминали безотрадное, но полное надежд Танино детство, ее одноклассников, суровое время начала 60-х в северном посёлке. Говорили, говорили, не останавливаясь, держа друг друга за руки, словно все еще продолжая  находить опору друг в друге… На память об этой случайной встрече остался Танин подарок – лёгкие саамские каньги (пимы), женские сапожки из оленьей шкуры. Как символ сопереживания и любви, как напоминание об основном завете для педагога – оберегать и лелеять жизнь каждого своего ученика.

В 1968 году мужа Галины Ивановны перевели на службу в Ленинградский военный округ. Вместе с ним туда, в Учхоз, отправилась и она, тем самым, связав с образованием нашего региона последующие 50 лет своей жизни.

«Работа учителя стала главным в моей жизни», - признаётся Галина Ивановна. «Ей я посвятила свою жизнь, так уж вышло: в военном городке особая атмосфера, особая жизнь. Тем более профессиональная и частная жизнь учителя. Там ты постоянно на виду - и на работе, и во время отдыха. Твоя жизнь 24 часа в сутки словно под стеклом. О тебе все в городке так же хорошо знают, как и ты о других его жителях. И надо соответствовать назначению педагога везде и всегда. Конечно, это накладывает определённые обязательства и строгие ограничения».

Но были и преимущества школы в военном городке: заинтересованность родителей в развитии детей, их внимание к детским проблемам, почти полное отсутствие безнадзорности, наконец, материальная и хозяйственная помощь школе со стороны шефов - воинской части. Школа здесь действительный центр культурной жизни, когда на праздники приходят целыми семьями, когда замкнутый круг становится единой семьей и в горе, и в радости. Этому сплочению участников образовательного процесса – учащихся, их родителей, учителей и шефов – посвятила 20 лет своей деятельности в качестве заместителя директора по воспитательной работе Г.И. Каюшкина.

Свой предмет, химию, Галина Ивановна обожала. И заразила своим интересом многих учащихся. На всю жизнь. Ведь без химии не станешь ни врачом, ни биологом, ни инженером. И время было такое. В 60-е годы в нашей стране – расцвет химической промышленности: новые материалы, пластмассы, новая мебель и новая одежда, одни плащи «болонья» или нейлоновые платья и мужские рубашки чего стоили! А выпускникам средней школы надо было готовиться к обязательному экзамену по химии, проходить это испытание при поступлении в институт. Нужна была основательная подготовка, которую они и получали на уроках и факультативных занятиях у Галины Ивановны в Войсковицкой средней школы №2 в поселке Учхоз Гатчинского района.

Лекционно-семинарская система учебных занятий, внедренная учителем химии в школе, оправдала себя: 80% выпускников поступали в вузы после окончания школы, достойно выигрывая в конкурентной борьбе за учебное место среди выпускников ленинградских и других городских школ. Сегодня ее ученики – гордость Галины Ивановны, гордость школы и страны: хирург с мировым именем, заведующий хирургическим отделением Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. И.И. Джанелидзе Дмитрий Кандыба, врач-стоматолог Андрей Колесов, терапевт Гатчинской районной больницы Елена Тойко, руководитель Госпожнадзора в Гатчинском районе полковник Александр Фокин, заместитель председателя комитета образования Гатчинского района Ольга Яковлева и многие, многие другие, несущие в своем сердце неизмеримую благодарность любимому учителю.

В 1988 году Галина Ивановна принимает приглашение заведующей гатчинским отделом народного образования Людмилы Ивановны Ермаковой и переходит на работу в Гатчинский гороно на должность инспектора. В последующий год становится руководителем методического кабинета гороно. С тех пор 30 лет она успешно руководит методической службой города и района.

Многочисленные благодарности, грамоты и приветственные адреса украшают ее кабинет. В 1981 году она получила звание «Отличник народного просвещения», затем отраслевую награду – Грамоту Министерства просвещения РСФСР, а в 1985 году – звание «Учитель-методист». В 1988 году она награждена медалью «Ветеран труда». В 1994 году ей присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В 2008 году она удостоена  медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени.

Все эти награды и поощрения очень значимы и важны в качестве признания деятельности Галины Ивановны. Однако, самое главное – это безграничное уважение и любовь педагогической общественности, ее выпускников, коллег и соратников, многочисленных продолжателей миссии, которой она посвятила себя и 55 лет своей жизни, достойно продолжив семейную династию, суммарный стаж которой в образовательных учреждениях нашей страны достигает на сегодняшний день 115 лет.

И.Б. Смирнов,

к.п.н., заслуженный учитель РФ