«Сорочинская ярмарка» в сельском клубе

«Дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку». Н.В. Гоголь. Поверьте, всё так и было, кроме того, что местечко называлось Елизаветино.

Рубрики:  Культура

Кстати, об авторе: «Это что за фигура? Это откуда такое появилось. И может ли он, этот самый Гоголь, видеть разные важные проблемы»? Вы догадались, что мы «обратились» к Михаилу Зощенко, чтобы сообщить вам о пятой премьере в сельском клубе по одной из дивных повестей Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Сорочинская ярмарка» в инсценировке Д. Медведенко, постановке И. Ремизовой и М. Солонникова состоялась 31-го марта, при аншлаге, в сельском клубе Елизаветинского поселения.

Невозможно претендовать на роль Рудого Панька, описывающего «зимние посиделки, которые похожи на балы», но рассказчик (М.Ю. Солонников), девушка (В. Дёмина) и юноша (В. Амбаров) поведали, какой роскошью блистал тот день, когда в местечке Сорочинцы проходила ярмарка. Вот на неё мы все и «отправились», а артисты сделали всё, чтобы зрители не могли «повертеть ногами и позевать в руку».

 «Как не рассеяться! Девушка в осмнадцать лет в первый раз на ярмарке»! Но никто из нас не подозревал, «чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая мачеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей старой кобылы, тащившейся за долгое служение теперь на продажу».

Рискнём сообщить вам о событиях, что имели далее место на ярмарке. И всё от того, что незримо «устраивали» судьбу пригожей черноглазой Параски (Е. Лобанова) и Грицько, сына Голопупенкова

(Д. Пугач), держали сторону Солопия Черевика (А. Саволайнен) в «битве» с дьяволом – Хиврей и осуждали поступки разбитной розовощёкой и жеманной Хавроньи Никифоровны (И. Лобанова). Все присутствующие в зале сочувствовали Афанасию Ивановичу, оказавшемуся волею случая вовсе не под потолком (В. Полянский), внимали «чудным» рассказам кума Цыбули и «тревожились о его печени» (М. Солонников). Не без зависти следили за «операциями» стройной цыганочки (Е. Ремизова), так лихо решившей проблему сватовства Грицько и милой его сердцу Параси, не забывшей о выгодной покупке лошадей у влюбленного парубка.

В спектакле молодёжь также была занята в роли торговцев (А. Сацкевич и А. Тойкка) и девушек (К. Чебыкина, И. Загрутдинова). У них разные роли в спектакле, но уже виден стиль и лицо каждого из них. Они вносят в спектакли молодой задор, желание петь и лихо отплясывать гопак.

Музыкальные вставки А. Миронова, расписные рушники М.В. Ганжи и декорации А. Саволайнен явились ярким дополнением и украшением спектакля. Трудно представить «Сорочинскую ярмарку» без телеги, где свободно почивают парубки, без плетней, за которыми течет жизнь, без морды солопьевской кобылы и устрашающе свирепого свиного рыла. Жаль места в клубе оказалось маловато, дабы лучше подать все эти роскошества, явившиеся из-под руки мастера.

Мы и не заметили, как на поклон вышли артисты, ещё остающиеся в образе, постановщики и бессменный вдохновитель проекта «Театр на селе» Л.А. Смирнова. Покидая зал, в который раз убедились, что «Гоголь писал не то, что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества».

Жанна Гриненко

Фото Валерия Егорова