Мы, анонимные алкоголики…

Все алкоголики когда-нибудь бросают пить. Счастливым это удается при жизни.

Эту мысль пытаются внушить своим собратьям по несчастью члены Российского товарищества анонимных алкоголиков. Ради этого каждый год по городам и весям Ленинградской области проходит автофорум «Невское кольцо». Участники петербургского сообщества анонимных алкоголиков – мужчины и женщины – отправляются в недельный автопробег, в ходе которого они встречаются с коллегами из других городов, представителями СМИ, посещают наркологические лечебницы, клиники, храмы, органы соцзащиты и т.д. Цель автофорума – донести идеи выздоровления до тех, кто страдает от алкоголизма.

В этом году автопробег «Невское кольцо» состоялся уже в пятый раз. В течение пяти дней члены петербургской группы анонимных алкоголиков проехали семь районов области, завершив свое турне 20-го июля в Гатчине.

…К редакции «Гатчинской правды» участники автофорума подъехали на трех машинах. С виду – группа туристов, с палатками, котом и собакой. После многообещающего приветствия: «Здравствуйте. Мы – алкоголики» гости рассказали, как дошли до жизни такой – судя по всему, здоровой, активной и небедной. Анонимные алкоголики пропагандируют трезвость личным примером.

Участники автофорума – люди по нынешним временам молодые: от сорока до шестидесяти. Если болезнь и наложила внешний отпечаток, то последующие безалкогольные годы успели его подретушировать.

Милена, цветущая голубоглазая женщина. Кто бы мог подумать, что за плечами у нее – четверть века алкоголизма. С шестнадцати лет Милена пила по-черному. «Льдинку», «Боярышник», самогон… Не остановило ни рождение детей, ни неминуемый развод. В последние десять лет пьянства над ней висела угроза лишения родительских прав.

Милена родилась в алкогольной семье, где питье и битье считалось нормой жизни. Другого она не знала. Точно так же жили друзья и соседи. Наследственный алкоголизм поставил крест на ее образовании.

- Кто я по профессии? Никто, – говорит Милена. – Приехала в Ленинград поступать в институт. Не поступила, но нашла комнату, работу и компанию. Во второй раз поступать уже не стала – жизнь пошла интересная. Ездили на рок-концерты, гуляли – и пили.

Когда пьет женщина – это страшно. Моя взрослая дочь – со-зависимая. Я била ее в детстве, безобразно скандалила с ее отцом, она тяжело пережила наш развод. Я очень сожалею, но ничего не могу вернуть. Сейчас я как мать стараюсь сделать для нее что-то хорошее – это меня согревает.

В сообщество анонимных алкоголиков я пришла по объявлению в газете: мол, открывается группа, приходите все, у кого есть проблемы с алкоголем. Я понимала, что подыхаю. А прекратить не могла. Я знала, что кодирование поможет на год, в течение которого я буду держаться на пределе возможностей. А через год начну пить так, что умру. Умереть вообще-то хотелось – но быстро и безболезненно, однако меня ждала смерть стыдная и мучительная.

На собрание группы мы пошли с мужем. Пошли со страшного бодуна, с таким выхлопом, что люди от нас шарахались. Он пошел со мной для поддержки. Я считала, что проблема во мне, хотя пили-то мы вместе… Если бы я попала в сообщество раньше, вся моя жизнь пошла бы по-другому. Я не пью уже десять лет. Живу в той же коммуналке. Отвадила всех друзей-собутыльников, пытаюсь поправить здоровье. Хочется еще пожить…

…При виде пьяной женщины, валяющейся на улице, прохожие что сделают? Отвернутся, перешагнут. А я подниму. И поведу ее отмывать, вытрезвлять, кормить. Потому что я сама валялась там же. И я знаю: это не ее вина – это ее беда.

Виктор – супруг Милены – занимается созданием и продвижением интернет-сайтов. Это сегодня. А раньше…

- В свое время поступал в Военмех, но его не закончил – я выбрал бутылку, – рассказывает Виктор. – В какой-то момент учеба стала мне мешать пить. Я учился в баре. И проблемы не видел. Я из тех людей, кто считал себя в состоянии контролировать ситуацию. Всегда искал какую-то рюмку, которая была лишней. Только в сообществе я узнал, что мне пить нельзя первую. Я выпиваю первую рюмку, запускается механизм, и я уже не остановлюсь, пока не выпью все. Сейчас я знаю: стоит только начать, и я наверстаю все «не выпитые» годы.

В сообщество анонимных алкоголиков меня привела супруга. Я не верил ни в какую программу, считал, это что-то типа сетевого маркетинга. Пошел, послушал, сорвался. Потом еще раз пришел. Увидел людей, которые ходят в группу – как у них изменилась жизнь. У нас всегда рады, когда люди возвращаются после срыва. А многие уже не возвращаются. Болезнь прогрессирует – организм не выдерживает.

- Но как члены товарищества анонимных алкоголиков становятся трезвенниками? Что с вами происходит на ваших собраниях?

- Мы здесь учимся жить счастливо, стремимся развиваться духовно. У нас другого выхода нет. Я должен стремиться к душевному покою. Нельзя лгать, гневаться, завидовать, творить зло…

- Легко сказать. Но что вам помогает соблюдать эти заповеди?

- Программа «12 шагов». Она помогает разобраться в своих ошибках, изменить себя. Эти 12 шагов придумали американцы, и мы должны последовательно их выполнять, чтобы оставаться трезвыми.

Про двенадцать шагов говорят все участники автофорума. Эта программа, предусматривающая обращение к высшим силам, содержит в себе практические советы и чудодейственным образом помогла уже многим поколениям алкоголиков.

- Программа – это образ жизни, – говорит Юлия. – Девять лет я остаюсь трезвой, потому что выполняю все рекомендации. А они не сложные. Мне пятьдесят лет. Я – алкоголичка, но содружество анонимных алкоголиков дает мне возможность оставаться трезвой, хотя до этого никак не получалось. Вот об этом мы и рассказываем в ходе нашего автофорума, делимся своим опытом, силами и надеждами.

Я тоже из семьи алкоголиков, и меня эта чаша миновать не могла. В содружество я пришла в 2002 году – в больнице посоветовали, где я лежала на детоксикации после очередного перепоя. Сначала я решила, что ходить в группу мне некогда. Скупила всю справочную литературу, стала читать перед сном. И взяла первую рюмку. На этом трезвый образ жизни закончился.

В группе рассказывают, как не пить первую рюмку. Только в 2009 я сдалась окончательно и решила, что буду строго выполнять все рекомендации. Жизнь кардинальным образом изменилась. Последовал развод, о котором я нисколько не жалею – я вышла еще раз замуж за человека из содружества. Мы построили дом. Я работаю бухгалтером, у меня благополучная дочь и два внука.

Муж Юлии – Сергей - окончил ленинградскую мореходку и… пустился во все тяжкие. 90-е годы этому способствовали.

- Полгода пил в рейсе – полгода на берегу, – рассказывает Сергей. – Вскоре меня выгнали из пароходства. Пошел работать по контракту. Десять лет ходил в море и за последние шесть ни одного контракта не доработал до конца. Два-три месяца – и меня просили вон. В 26 лет родственники в первый раз отвели меня на кодировку. Я очень быстро раскодировался. Я не мог по-другому – я родился алкоголиком. Это на генном уровне – от кого-то из предков. Ни родители, ни родной брат не пили.

После того, как меня списали вчистую, стал подвизаться на стройках, не всегда доходил до дома, спал в подвалах. В 45 лет у меня было больше десятка кодировок, чтобы хоть немного продержаться. Пил всякую дрянь. Когда появлялись деньги, переходил на коньяк – в память о том, что был моряком загранплавания. Семья, естественно, распалась.

В общем, к 45 годам я стрелял мелочь у метро – чтоб хватило на «Боярышник». Знаете, такие оборванные, благоухающие с трясущейся рукой стоят? Вот и я среди них. Потом как-то раз сорвал объявление на столбе, которое клеили участники такого автопробега. Я поехал на собрание группы – и пять лет уже не пью. Сейчас я начальник цеха. Жена, дом, достаток.

Да, в сообществе анонимных алкоголиков так и говорят: не уходи из группы, пока не случится чудо. «Чудо в том, что я не пью!» Это группа самопомощи. Когда один алкоголик разговаривает с другим. Первый шаг: я прошу помочь, я понимаю свое бессилие. А этот шаг очень трудно сделать для человека, который находится во власти алкоголя.

- До каких пор нужно посещать собрания? Какого срока трезвости достаточно?

- У меня больше тринадцати лет трезвости – я посещаю группу два раза в неделю. Помощь все равно нужна – мы же алкоголики, – говорит Наталья, главбух и пять лет как пенсионерка. Наталья – пивной алкоголик. За вечер могла выкушать от трех до пяти бутылок пива. К тому, чтобы начать решать эту проблему, ее подтолкнул сын: не тверезая мать позорила его перед гостями-однокурсниками.

- Первый раз я поехала в автопробег, когда у меня было полтора года трезвости, – рассказывает Наталья. – Начиналось все с автофорума «Северная подкова»: уже 15 раз мы проезжали по Карелии, Архангельску, Вологде. Поначалу к нам относились с опаской, считали сектантами. Теперь есть открытая информация в интернете, главный нарколог страны Евгений Брюн приветствует движение анонимных алкоголиков. Митрополит благословил. В семинарии изучают эту проблему.

- Что бы вы посоветовали сомневающимся пьяницам?

- Первое, что мы рекомендуем – это прийти на собрание. Диагнозов у нас не ставят, – говорят участники автопробега. – Главное, что человек сам понимает: алкоголь ему мешает – надо избавляться. У болезни нет статуса. К нам и бомжи приходят, и на дорогих машинах приезжают. Есть священник, много врачей, в том числе наркологов. Никого не принуждают и никого не исключают.

Павел – пенсионер, подрабатывает сторожем. За всю жизнь перебрал массу работ и дольше второй зарплаты не задерживался. Тридцать лет алкогольного стажа, больше десяти лет не пьет, благодаря сообществу.

- Было трудно, – делится Павел. – Я приходил на собрания группы в нетрезвом виде – если бы меня исключили, лишили бы шанса. Это у меня уже двенадцатый пробег, я охотно езжу, иногда по два раза в год, и считаю это важным. Наша идея такова: мы сами приобрели эту трезвость бесплатно – надо донести информацию до таких же нуждающихся.

Девиз анонимных алкоголиков: не меняй все вокруг – изменись сам. Это трудно, но выход есть. Он – в программе «12 шагов» и на собраниях товарищества.

- Что вы делаете, если у вас проблемы, неприятности, а «залить» горе нельзя?

- Идем на встречу. Что бы ни случилось – иди в содружество, тебя поймут и поддержат. Каждая группа самостоятельно решает, как часто ей собираться: два раза в неделю или каждый день, как это происходит, например, в Гатчине.

- Как реагируют близкие на такой способ избавления от зависимости?

- Они со-зависимые. Во всех группах периодически проводятся открытые собрания, куда может прийти любой интересующийся, в том числе родственники и друзья, это не налагает никаких обязательств. А есть сообщество со-зависимых – жен, матерей. Есть группы ВДА – это взрослые дети алкоголиков. И, кстати, помимо анонимных алкоголиков, существует сообщество анонимных наркоманов, анонимных курильщиков, анонимных игроков. Все они работают по 12-шаговой программе.

- Почему вы называете себя алкоголиками, а не бывшими алкоголиками?

- Бывших алкоголиков не бывает. Есть непьющие алкоголики – мы как раз такие.

Этанола непьющим алкоголикам нельзя ни капли – даже валерьянки. Но это не мешает им устраивать бесконечные праздники, пикники, шашлыки и дискотеки, на которых взрослые люди совершенно комфортно чувствуют себя за «рюмкой чая». Градус веселья от этого не падает.

- У нас в году – два форума: зимний – «Рождественские встречи», и летний – «Белые ночи», – рассказывают участники пробега. – Члены нашей группы ездили в Индию – на Гоа, где отмечалось 70-летие движения индийских анонимных алкоголиков. Единомышленники есть везде. Как-то приехали в отпуск в Абхазию и нашли там группу – нам были очень рады.

Организационная структура общества анонимных алкоголиков сведена к минимуму. Нет никакого начальства. Организацией собрания занимаются выборные представители групп, которых регулярно переизбирают, чтобы в служение приходили новые люди. Чтобы оплатить аренду помещения, чай, сладости и полиграфию, собирают добровольные пожертвования, но даже они не являются обязательными. Автофорумы непьющие алкоголики устраивают за свой счет – на личных автомобилях. В Гатчину, например, приехали три иномарки: от Daewoo Matiz – до Nissan X-Trail. Участники пробега оставили массу справочного материала, контакты, адрес сайта: aaspb.ru. И впечатление довольных жизнью людей.

Екатерина Дзюба

Телефоны группы гатчинских анонимных алкоголиков «День за днем»:

8-981-784-26-95 – Сергей

8-965-770-90-22 – Елизавета

8-905-281-88-14 – Олег