Путешествие по музеям длиною в век

Разбитые статуи, музыкальная фантасмагория, кроваво-красная дорожка… Нет, это не набор случайных слов. Это музейно-театральный проект «Хранить вечно», который стартовал в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Проект посвящен столетию превращения бывших пригородных императорских резиденций «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село» в общедоступные музеи. И этот как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть».

Рубрики:  Культура

В 2018 году все четыре музея-заповедника празднуют свой первый вековой юбилей. Руководители музеев сошлись во мнении, что отмечать такое событие необходимо вместе, так как столетний путь всех четырех объектов культуры во многом схож, во многом ярко индивидуальный, но во всех случаях вобрал в себя перипетии сложного и бурного ХХ столетия. В результате родился проект «Хранить вечно» - авторское произведение на документальной основе, биография четырех пригородных музеев, рассказанная языком современного театра.

Для реализации идеи руководители музеев-заповедников обратились к петербургскому режиссеру, художественному руководителю Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Андрею Могучему, поставив перед ним задачу «переплавить» собранные и систематизированные научными коллективами музеев исторические факты в художественные образы. Художником-постановщиком проекта выступила лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и Государственной премии в области современного искусства «Инновация» Вера Мартынов. Музыку к спектаклю-выставке написал петербургский композитор Владимир Раннев.

Во время пресс-показа, который состоялся накануне официального старта проекта, Андрей Могучий рассказал, что по-настоящему благодарен тому году, на протяжении которого он работал над проектом, так как смог узнать больше, чем за «все свои посещения пригородных музеев-заповедников».

- Была проделана колоссальная работа, в которую были вовлечены более трехсот человек: мультипликаторы, аниматоры, художники, композиторы, научные сотрудники, хранители музеев. Все это время мы изучали архивные документы, меняли тактики, старались не ошибиться в выборе, – рассказал он.

Руководитель государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева рассказала, что почетный гражданин Санкт-Петербурга Даниил Гранин советовал им уделить основное внимание в проекте тем музейным сотрудникам и хранителям, которые сохранили музейные ансамбли, работали над их восстановлением после Великой Отечественной войны.

- Наш проект – это отчасти посвящение Даниилу Гранину, его последнее наследие, – сказала Вера Дементьева и добавила, что в процессе работы между руководителями четырех музеев не возникало никаких противоречий.

 

«Сегодня нужнее образы, а не факты»

Директор государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов сказал, что тема театрализации «возникла сама собой». Его слова подтвердила директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

- Театрализованная выставка – рискованный шаг, но это поможет рассказать о жизни музеев на «новом» языке и привлечет большее количество зрителей. Мы сразу выбрали Андрея Могучего и доверились его взгляду, – сказала она.

Прием театрализации музейного пространства уже несколько лет существует и практикуется в Европе.

- Этот феномен порожден современной жизнью, когда у каждого есть электронный гаджет и доступ к огромному количеству информации. Но любому современному человеку не хватает чувств, человеческого восприятия проблемы. Сегодня нужнее образы, а не факты, – сказала руководитель государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Благодаря этому музейные предметы в проекте «Хранить вечно» оказались не в витрине, а в привычной для них среде, построенной «театральным человеком».

- Мы не хотим называть этот проект выставкой. Это намного больше и в первую очередь обращено к молодежи. Я призываю родителей привести сюда своих детей. Здесь они поймут столько, сколько не поймут, читая учебники, – добавила она.

 

«Хранить вечно» голосом Алисы Фрейндлих

Музейно-театральный проект «Хранить вечно» начинается с золотого занавеса, зайдя за который зрители попадают в темное закулисье. Каждому выдают наушники, в которых голосом народной артистки СССР Алисы Фрейндлих рассказывается история вымышленной девочки. Она родилась в Царском Селе, работала в Петергофе, эвакуацию провела в Павловске, потом переехала в Гатчину.

Зрители узнают историю ее жизни, начиная с десятилетнего возраста, которая тесно переплетена с историей каждого музея-заповедника. В процессе рассказа Алиса Фрейндлих ведет зрителей из комнаты в комнату, каждая из которых символизирует определенный период столетней эпохи.

Начинается действо в комнате с золотой анфиладой. Это символизирует начало истории музеев, которые ранее были частными резиденциями. В комнате, которая представляет собой детскую, расставлены игрушки, оловянные солдатики, книги. Под стеклянными колпаками размещены оригинальные игрушки цесаревича Алексея из ГМЗ «Царское Село».

- В проекте задействовано почти 300 настоящих экспонатов из всех четырех музеев-заповедников, остальное – театральная бутафория. Но все вместе они создают единый образ, так как у нас не было изначально идеи каким-то образом выделить ценность музейного предмета, – пояснила генеральный продюсер проекта «Хранить вечно» Дария Женихова.

Золотая краска на стенах также символизирует шаг перед бездной, когда музеи приближались к краху вместе со всей страной накануне Февральской революции. Кстати, на протяжении всего перемещения из зала в зал золотая анфилада стареет, меняет свой цвет и превращается практически в ржавчину.

Зрители передвигаются по красной дорожке, которая указывает путь, и попадают в следующий зал – эвакуация накануне Февральской революции. Гостей встречают упакованные в бумагу ценные вещи, чемоданы, пустые следы на стенах, где ранее висели любимые картины хозяев резиденции – все это путь в неизвестность.

Следующая комната представляет собой чулан с замотанными тканью стульями, столами, предметами интерьера – начало Первой мировой войны.

Далее гостей ждет кабинет российского революционера и искусствоведа Анатолия Луначарского, который издал указ, положивший начало превращению частных императорских резиденций в общедоступные музеи. После этого в 1930-х годах бывшие резиденции попали в заботливые руки хранителей музеев и научных сотрудников. Об этом рассказывает следующая комната, где все предметы приведены буквально в идеальное состояние.

Следующие залы рассказывают о новой идеологии, когда античные статуи сменяются бюстами вождей, зрители видят мавзолей Ленина в миниатюре, и красная дорожка превращается в пропитанную кровью тропу.

После темного коридора, стены которого как будто бы расстреляны пулями, зрители выходят к стене, у которой, по признанию Дарии Жениховой, замирают многие сотрудники музеев.

На «Стене памяти» инвентаризационные номера утерянных музейных предметов соседствуют с данными расстрелянных музейных сотрудников.

- Люди смешаны с предметами, потому что за каждым предметом стоит история его владельца, хранителя, – пояснила Дария.

Внутри следующего зала зрители попадают в образцовый советский парк культуры и отдыха. На стенах – фотографии всех четырех музеев-заповедников с наложенными сверху инсталляциями с картинками советских времен, пол имитирует регулярный парк, а в наушниках слышно хоровое произведение, написанное на основе архивных документов, указов и приказов.

Театральные декорации сформировали исторические пространства разных периодов, но также в этом процессе принимали участие оригинальные предметы. Так, АО «РЖД» предоставило вагон-теплушку, который привезли из Мурманска. Попадая внутрь, зрители понимают, что началась война.

В следующем вагоне большое количество музейных предметов заточено в деревянные ящики во время их эвакуации, еще один вагон полностью заполнен стульями. Во время эвакуации невозможно было вывезти все, и из каждого музейного гарнитура брали по одному стулу в качестве эталонного. Тут же можно увидеть настоящие парковые скульптуры, которые во время войны закапывали в землю. На стене транслируется фильм Бориса Казакова, снятый по документальным хроникам жизни советских людей накануне начала Великой Отечественной войны. Люди смеются, гуляют в парках, работают и не подозревают, что их спокойной жизни пришел конец.

Одна из самых эмоциональных и тяжелых по восприятию частей экспозиции представляет собой длинный богато накрытый стол, который буквально ломится от различных яств, приготовленных как будто по рецептам какой-нибудь поварской книги времен СССР. Жареные поросята, икра, сладости, салаты, напитки, закуски. Вот только при ближайшем рассмотрении можно заметить, что всё это покрыто изморозью, которая также покрывает стены.

- Мы хотели передать весь ужас, которые испытывали сотрудники музеев, находясь в Исаакиевском соборе во время блокады, охраняя музейные ценности в холоде и голоде. Стол – это их фантазия, бред, сон, шок, нереальность, – сказала Дария.

Не менее шокирующий зал – демонстрация руин, которые остались от музеев-заповедников после войны. Среди камней буквально разбросаны обломки статуй, скульптур. Кстати, все они – подлинные.

Из темного морока зрители, наконец, выходят на свет в белую комнату, сильно контрастирующую с тем, что они видели ранее. На стенах как будто бы от руки написаны воспоминания музейных сотрудников, размещены оригиналы фотографий послевоенного времени и другие архивные материалы музеев-заповедников. Именно здесь заканчивается литературное повествование.

Сохранили историческое наследие

Финал выходит за рамки театрального пространства. В последнем зале представлены портреты музейных работников. Каждый музей-заповедник предоставил для проекта по 60 портретов своих сотрудников. Часть из них еще продолжают трудиться, некоторые уже покинули этот мир. Портретная галерея объединила всех тех, чей невидимый труд ежедневно помогает восстанавливать музеи, сохранять их историческое наследие. Здесь же расположены столы реставраторов, которые прямо перед зрителями трудятся над восстановлением очередного предмета из коллекции музеев.

Андрей Могучий признался, что фактов было настолько много, что хватило бы на 20-30 проектов. Поэтому организаторам пришлось выбирать самые эмоциональные, чтобы они сочетались с историей вымышленной героини музейно-театрального проекта.

После пресс-показа захотелось привести сюда всех своих друзей, родных и близких, чтобы они прошли этот долгий путь и взглянули на историю всех четырех музеев-заповедников по-новому.

Музейно-театральный проект «Хранить вечно» будет работать в Центральном выставочном зале «Манеж» до восьмого октября. Выставочный зал открыт: понедельник, вторник 11.00-20.00, среда 11.00-21.00, четверг – зал закрыт, пятница, суббота, воскресенье 11.00-20.00. Касса закрывается за 90 минут до закрытия выставочного зала.

Ирина ХРУСТАЛЁВА

Фото: Михаил Вильчук