«Тихая родина» Натальи Косьянковской

В центральной городской библиотеке им. А.И. Куприна проходит выставка пастелей Натальи Косьянковской. Ее открытие прошло в выставочном зале библиотеки, на котором художник рассказала об этой стороне своего многогранного творчества.

Рубрики:  Культура

«Тихая моя родина» – именно эта строчка из известного стихотворения Николая Рубцова дала название новой персональной выставке гатчинского художника, члена Союза дизайнеров России, организатора и арт-директора Всероссийского открытого фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье» Натальи Косьянковской. В трех этих словах выражена вся полнота отношения художницы к миру вокруг себя, к своему месту в нем и к средствам, с помощью которых она может выразить свои чувства.

Пастель — сама по себе техника тихая, неброская, порой кажущаяся незамысловатой, но это лишь на первый взгляд. Те, кто работает с пастелью, в полной мере могут оценить ее послушность и в то же время богатство фактуры, приятную бархатистость и глубину красок. А зрители не перестают восхищаться тонкостью и изяществом выписанных образов, глубинным мерцанием, нежностью и интимностью голоса, которым говорит с ними эта техника.

Как признается Наталья Юрьевна, живопись, пастельный рисунок для нее скорее хобби, чем профессия. И действительно, мы знаем Наталью Косьянковскую больше как замечательного художника-дизайнера, талантливую мастерицу лоскутного шитья, руководителя квилт-студии «Гатчина» и бессменного организатора Гатчинского «Лукоморья». А еще она принимает активное участие и в других знаковых фестивалях - таких, например, как российский квилт-фестиваль в Суздале «Душа России». С 1978 года и по настоящее время Наталья Косьянковская – внештатный сотрудник Эрмитажа и Института истории материальной культуры Российской академии наук. За ее спиной — около тридцати археологических экспедиций, публикации в научных изданиях. Она – художник «Петербургского археологического вестника», изданий «Ордена Александра I» и «Нагрудные знаки Русской армии».

- Специально пастели я не училась, фактически все это получилось само собой, – говорит Наталья Косьянковская. – Почему мне нравится эта техника? С одной стороны, это рисунок, с другой – живопись. По сравнению с акварелью эта техника проста — если что, можно что-то стереть, исправить, закрасить. Не надо носить с собой тяжелый этюдник, воду. Взял листок бумаги, папочку для работ, коробочку с мелками, садишься в выбранном месте и рисуешь...

Как говорит Наталья Юрьевна, увлечение пастелью началось много лет назад, во время пленэров для преподавателей художественных школ, которые организовывал Учебно-методический центр при Комитете по культуре Ленин-градской области.

- Поначалу мы ездили по Ленинградской области, работали, выставлялись там. Эти пленэры давали возможность познакомиться с другими художниками нашего края, - рассказывает она. – Сначала это была закрытая пленэрная группа, а потом, в девяностые годы, мы оказались предоставлены сами себе, и границы наших поездок стали гораздо шире. Мы выбирали другие очень интересные районы Северо-Запада...

Большинство из представленных на новой выставке работ — это природные и архитектурные пейзажи, натюрморты. Гатчина, Псков, Великий Новгород, Средний Урал... Все вместе — Родина, которая хоть и кажется необъятной и беспредельной, но готова говорить с любящим ее человеком на одном с ним языке.

- Мне очень понравилось в Пскове, который меня поразил особенным архитектурным дизайном, - говорит художница. – Только когда начинаешь рисовать, сразу видишь архитектуру, прослеживаешь особенности конструкции. Никаких завиточков. Есть куб, на который поставлен барабан — купол церкви. Простота, мощь и монументальность...

Представлены на выставке и более сложные архитектурные пейзажи Великого Новгорода, новгородского музея народного деревянного зодчества «Витославлицы».

- У меня каких-то особых тем нет: что вижу, то и пою, – признается Наталья Юрьевна. – Просто понравилось место, пейзаж, цветы, архитектура какая-то, и закомпоновалось все это хорошо... Я могу рисовать только с натуры. Конечно, это не четкая копия, всегда есть какие-то обобщения, осмысления. Одну работу я делаю за один сеанс, за 4-5 часов, бывает, и быстрее работаю. Дома уже ничего не дорисовываю, не переделываю...

Особое место в творческой жизни Натальи Косьянковской занимает Средний Урал, точнее, небольшие живописные деревни, вытянувшиеся вдоль реки Чусовой, хорошо знакомой многим художникам по великолепным пленэрам всероссийского значения, большим выставкам и летним базам для художественных школ.

- Когда есть свободное время, я уезжаю туда, наслаждаюсь общением, природой, рисую, и это тоже хорошая школа, – говорит Наталья Юрьевна. – Там сложилось постоянное культурное пространство, кругом – художники. Урал — суровый. Скалы там называют камнями, у каждого — свое имя: Шайтан-камень, Соколиный камень... Шайтан-камень расположен над рекой Чусовой, оттуда открывается очень красивый вид на плывущие по ней корабли, байдарки. Это — мои любимые места. Сидишь там, пейзажами любуешься, рисуешь... Все это вызывает умиротворение — вся эта природа, тишина, покой, и никуда оттуда не хочется...

Выставка Натальи Косьянковской «Тихая моя родина» продлится до конца ноября в городской библиотеке им. А.И. Куприна.

Юлия Лысанюк