«Детсадовские инженеры» провели мастер-класс для воспитателей

В Гатчинском районе на базе детского сада № 41 прошел семинар-практикум. Воспитатели и методисты 14-ти детских садов Санкт-Петербурга и Ленинградской области обсудили опыт работы по развитию робототехники в дошкольных образовательных учреждениях.

Рубрики:  Образование

С сентября 2018 года детский сад №41 в пос. Войсковицы является федеральной инновационной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии наук по апробации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». При этом нужно отметить, что робототехника пришла в этот садик гораздо раньше.

- Первой занятия по робототехнике в старшей группе стала проводить воспитатель Светлана Елисеева, - рассказывает заведующая детским садом №41 Наталья Горяшко. - С новым инновационным инструментом для дошкольного образования она познакомилась на курсах и заразила им коллег-педагогов. А затем наш садик пригласили в федеральный проект. Мы прониклись идеей ранней профориентации, и растим будущих инженеров, начиная с детского сада.

Войсковицкий детский сад №41 пока единственный в Гатчинском районе участвует в парциальной программе «От Фрёбеля до робота». Для этого воспитатели прошли курсы повышения квалификации, освоив развивающие конструкторы. В детском саду работает 11 групп (общеразвивающие, для детей с дефектами речи, комбинированные, разновозрастные), из них реализация парциальной программы осуществляется в четырех. Но и в других группах конструкторы есть и без дела не лежат. Детская фантазия под руководством наставников бьет ключом. Модели постоянно совершенствуются, меняются и усложняются.

- Занятия по робототехнике проводятся в четком соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В нашем детском саду они бесплатные. И это для нас принципиально, - подчеркнула Наталья Горяшко.

В название программы заложен принцип поэтапного развития творческой и технической мысли дошкольников с использованием различных конструкторов: от простого игрового набора до робототехники, создающей двигающиеся модели на дистанционном управлении.

Программа парциальная –  значит, дополнительная, помимо основной образовательной и воспитательной работы. На занятиях по конструированию, в процессе игры, дошкольники создают интересные инженерные проекты. Строят из конструкторов различные механизмы, автомашины, корабли, фигурки героев мультфильмов, всевозможных животных, в том числе двигающихся. Ребенку предлагается выбор материалов и способов творческой деятельности. Кроме того, использование пособия предусматривает организацию проектной деятельности.

Каждый ребенок ведет свою «инженерную книгу». Она представляет собой подробный дневник занятий с детьми, в котором все этапы работы над созданием модели, правила техники безопасности, результаты деятельности описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи.

- Это первая федеральная программа для дошкольных образовательных учреждений, которая соединяет оборудование, поставляемое в детские сады, и непосредственно специально написанную программу, - отметила директор Центра повышения квалификации, куратор программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Наталья Соляникова. - Мы часто слышим, что когда наши дети вырастут, то не будет большинства специальностей, которые сейчас есть. Нам сложно это представить, наверное, так и будет, потому что наука и техника развиваются очень быстро. Мы помогаем родителям в определении будущего своего ребенка. Для самого ребенка включается новая точка развития. Уже несколько лет особое внимание в нашей стране обращают на инженерное образование. Дошкольное образование становится еще одной его ступенью.

Воспитанники детского сада №41 не только сами увлеченно занимаются моделированием, но и учат других. Нынешние воспитанники Светланы Елисеевой проводили мастер-классы для ребят из других групп, для студентов Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, для методистов и воспитателей, демонстрировали свое мастерство губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и полномочному представителю президента России в Северо-Западном федеральном округе Александру Беглову. В этот раз свои навыки и умения они представили участникам семинара-практикума.

Во время экскурсии по детскому саду гости познакомились с развивающей средой в группах и выставкой детских работ «Мы – будущие инженеры». Побывали на занятии педагога Натальи Матвеевой и детей старшей группы с использованием конструкторов «Тико», «МагМастер», «Полидрон». На их глазах малыши под руководством наставника бойко повторили технику безопасности, поразмышляли о способах передачи информации на расстоянии, разделились на «конструкторские бюро» и построили телефоны. Следом в ход пошли цветные карандаши, и за несколько минут модели были занесены в «инженерную книгу» в виде рисунков.

Затем мастер-класс по робототехнике провели дети двух других групп (педагоги С.В. Елисеева и О.Л. Небытова). Участники семинара вместе с дошкольниками собственноручно собрали модели, после чего обсудили полученный опыт и поделились своими наработками. Звучала мысль, что в творческом преломлении педагогов-практиков апробация федеральной программы в каждом детском саду идет своим путем.

- В программе для меня много открытых вопросов, - сказала региональный куратор программы Наталья Соляникова. - По мере возможности, стараюсь знакомиться с опытом других регионов. Должна сказать, что сразу поняла: наши учреждения не будут строго следовать рекомендациям авторов программы и пойдут в своем направлении. 

В любом случае, вырастить специалиста для промышленности и инженерной сферы легче всего, если начинать работать с дошкольного возраста. Еще один плюс этой программы - она не только развивает у ребенка инженерное мышление, учит мыслить творчески и самостоятельно, но и знакомит его с различными профессиями.