Маленькая правда о большой войне

В Международный день узников фашистских концлагерей, который отмечали 11 апреля, хотелось бы почтить память тех, кто не вернулся живым из лагерей, а также низко поклониться тем, кто сумел устоять и пережить весь тот ужас. Среди них – жительница деревни Мины Вера Ивановна Ладина.

Рубрики:  Общество

Сегодняшние ветераны, относящиеся к категории малолетних узников фашистских концлагерей, – это люди преклонного возраста. В годы войны они были либо подростками, либо совсем маленькими детьми. Не все помнят о событиях тех далеких лет. Но ощущение страха, голода, лишений в этих людях живет до сих пор, несмотря на то что, с победного мая прошло более 70 лет. Детьми они пережили все ужасы войны в неволе, когда каждый день мог быть последним. Теряли родных и близких. Не всегда и не у всех была мама рядом, которая могла пожалеть или согреть теплом своего сердца. У этих детишек не всегда был кусочек хлеба, спасающий их жизнь.

Мне хочется сегодня рассказать о замечательной женщине, прошедшей ад малолетнего узника, - Вере Ивановне Ладиной, проживающей в деревне Мины Гатчинского района.

Начало лета 1941года. Семья Григорьевых собирается в отпуск. Мама не хотела оставлять детей в Ленинграде. И вот они уже в Псковской области. Деревенская жизнь встретила их буйством красок. Кругом аромат цветущей сирени, а воздух благоухал запахом свежескошенной травы. И только шум и гам приехавших на лето ленинградских ребятишек нарушал спокойную соразмеренную жизнь сельских жителей.

Но это счастливое время внезапно закончилось. Началась Великая Отечественная война… Большая красивая деревня разом опустела и как бы застыла в ожидании чего-то. Что будет? Все, кто счел своим долгом защитить Родину от фашистов, ушли на фронт. Отец ушел в партизаны.

Мама с детьми остались в деревне, возвращаться в Ленинград не было возможности. Немцы стремительно продвигались на север, им нужен был Ленинград. Железнодорожные пути были перерезаны. Да и неизвестно, какая карта Судьбы оказалась бы лучше: окажись они в блокадном Ленинграде или та, через которую им пришлось пройти.

Затишье в деревне было не долгим. Громкая немецкая речь, шум мотоциклов в скором времени, казалось, заполнили все пространство большой, но очень уютной деревни. Беда пришла в деревню нежданно, хотя фашисты беспредельничали и раньше. Шел 1943 год. Вере уже 4 года, и цепкая детская память вновь и вновь не дает забыть ту беду, что постигла жителей деревни. Не дав собрать с собой какие-либо вещи, фашисты вытолкали из домов всех жителей деревни и погнали. Куда гнали, никто не знал. Детей разрешили посадить на подводы. Дети плакали, женщины, ничего не понимая, оглядывались на так внезапно покинутые свои дома. А за спинами угоняемых фашистами жителей уже разгорались языки пламени, съедая дом за домом. Но огонь почему-то был вялый, видимо, сама природа огня показывала жителям, что она не хочет лишать их последнего жилья. Фашисты очень злились. Они хотели, чтобы деревня сгорела вся и быстро.

Пригнали всех на станцию Славковичи. Стали загонять в товарные вагоны. Выбрав момент, когда люди при посадке в вагоны замешкались, Верина бабушка Дарья решила остаться на родной земле и никуда не ехать. И она ведь действительно осталась на своей земле, только в придорожной канаве.

Вот еще чуть-чуть, только бы переползти через эту проклятую канаву, и она будет спасена. Но длинная очередь из немецкого автомата прошила хрупкое тело бабушки Дарьи. Слез у людей не было. Был страх, страх матерей за жизнь детей, за свою жизнь и ненависть к проклятым фашистам.

Привезли их в Латвию, в концлагерь Саласпилс. Сказать, что здесь маме с четырьмя детьми было очень тяжело, это все равно, что ничего не сказать. Здесь все жили как униженные, рабы. Тяжелый непосильный труд, голод, избиения, нечеловеческие условия в бараках, холод. Спасло семью то, что их срочно перегнали в другое место. Они оказались на хуторе, у хозяина, видимо, он выкупил их для работы в его хозяйстве. Хозяин был очень строгий, а его жена, добрая женщина Она подкармливала детей. Старшая сестра Таисия работала с мамой по хозяйству. Надежда ходила по хуторам, побиралась. А Вере приходилось сидеть в няньках с младшей сестрой Александрой. Так и батрачила семья на хозяев до 1945 года.

И вот пришла Победа! В Латвии начинают образовываться совхозы. Здесь тоже образовался совхоз «Ислица». Вернулся с войны отец. Семья с хутора переезжает в совхоз.

В 1947 году Вера пошла в первый класс. Рядом не было русской школы, и приходилось ходить за 15 км пешком в любую погоду. Мама иногда провожала несколько километров, но у нее хозяйство, и надо было возвращаться. Ходить Вере было тяжело, большие, не по размеру, кирзовые сапоги натирали ноги. Но девочке очень хотелось учиться. Иногда обгоняли латыши на лошадях, но они всегда смотрели очень злобно и не соглашались подвезти до школы.

В 1957 году закончено в Латвии 10 классов. В то время в школах не хватало учителей, и Вера стала преподавать латышский язык. В 1959 году поступила в Рижский промышленный техникум, заканчивает его, получив профессию бухгалтера. В это время отца направляют в Псковскую область. Он устраивается на работу прорабом. Семья переезжает в Пыталовский район, деревня Емилово. Здесь Вера работает бригадиром в бригаде по выращиванию крупного рогатого скота.

В 1963 году старшая сестра после окончания строительного техникума в Риге, по направлению, уезжает в город Омск. Вера решает поехать к ней. Там вышла замуж, родился сын Олежка. А с мая 1966 года по настоящее время - в общей сложности 53 года - живет в деревне Мины.

Ровно 30 лет отработала бухгалтером в совхозе «Искра» Гатчинского района. С 1994 года Вера Ивановна на пенсии. Десять лет подряд избиралась депутатом Минского сельского Совета. 20 лет член Совета ветеранов Минской волости и Вырицкого городского поселения. Была в составе Гатчинского Совета ветеранов. Награждена многими медалями и почетными грамотами. Человек активной жизненной позиции, она бывает на всех уроках мужества как в Минской начальной школе, так и в школе пос. Вырица.

…В разных городах у памятников малолетним узникам всегда лежат живые цветы. Даже зимой, в мороз, часто видим замерзшие цветочки. Они напоминают нам детей, которые в немецкой неволе прижимались друг к другу, чтобы согреться. Вера Ивановна осталась жива. У нее доброе сердце, которое своим теплом сейчас согревает близких и очень часто чужих людей. Вокруг нее объединяются люди.

15 апреля Вере Ивановне Ладиной исполнилось 80 лет. Мы поздравляем ее с юбилеем.  Возраст – это не количество прожитых лет, это состояние души. А души у наших ветеранов молоды и прекрасны! Какая любовь к своей малой родине! Какая энергия и энтузиазм! Счастья и долгих лет жизни Вам, дорогая Вера Ивановна!

Светлана Корешкова, председатель  Совета Вырицкого отделения Исторического клуба при Губернаторе Ленинградской области