Особый форум – в особый день

В Международный день защиты детей в Сиверской школе-интернате прошел II «особый» форум «Образовательная и профессиональная траектория ученика с интеллектуальными нарушениями».

Рубрики:  Общество

В работе форума приняли участие более ста человек, среди которых учащиеся с интеллектуальными нарушениями и их родители, педагоги, представители органов власти в сфере образования, социальной работы, занятости населения, а также представители бизнеса.

В рамках свободной дискуссии представителей органов исполнительной власти и родителей детей с интеллектуальными нарушениями было принято решение о необходимости объединения усилий различных социальных институтов для профессионального образования лиц с интеллектуальными нарушениями и последующего их трудоустройства. Активное участие в дискуссии приняли представители ВОРДИ (организация родителей и законных представителей детей-инвалидов и взрослых с ментальной инвалидностью, которые не могут самостоятельно представлять свои интересы).

Как рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сиверской школы-интерната Вероника Чинчирик, по итогам круглого стола «Вопросы профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями» все сошлись в мнении о том, что знакомство с профессиями должно начинаться с дошкольного возраста. Необходимо актуализировать и внедрить новые профили трудового обучения в школах, реализующих адаптированные образовательные программы, обеспечивающие преемственность разных уровней образования и адаптированные к потребностям рынка труда. Методики профориентации для детей с интеллектуальными нарушениями в данный момент отсутствуют, но ведется их разработка в ЛГУ им. А.С. Пушкина совместно с Мультицентром социальной и трудовой интеграции (Всеволожск).

Воркшоп «Опыт проведения профессиональных проб. Опыт организации производственной практики» выявил, что лицам с умственной отсталостью необходимы профессиональные пробы, так как самостоятельно сделать выбор они не в состоянии в силу ограниченных возможностей. Опытом проведения профессиональных проб поделились представители Мультицентра социальной и трудовой интеграции, а педагоги Сиверской школы-интерната продемонстрировали проведение проб на практике с детьми.

В рамках презентации проекта «Опыт социально-трудовой адаптации и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ. Наставничество на рабочем месте. Поддерживаемое трудоустройство» был представлен позитивный опыт работы социальных мастерских для инвалидов и лиц с ОВЗ в Санкт-Петербурге (Мастер-ОК) и Пскове (Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. В.П. Шмитца). Участники форума пришли к выводу, что необходимо создавать подобные мастерские и в Ленинградской области, изучать положительный опыт сопровождаемого трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.

Участники форума обсуждали возможность организации конкурсов профессионального мастерства для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Как рассказала учитель Сиверской школы-интерната Анастасия Крылова, по итогам разговора участники пришли к выводу, что в Ленинградской области для школьников с интеллектуальными нарушениями можно провести конкурсы по таким компетенциям, как «Швейное дело», «Растениеводство», «Кулинария», «Столярно-плотницкое дело».

Во время ярмарки учебных мест для лиц с интеллектуальными нарушениями представители Бегуницкого агротехнологического техникума, Мультицентра социальной и трудовой интеграции и Индустриально-судостроительного лицея рассказали об образовательных учреждениях и профессиях, по которым ведется обучение детей с интеллектуальными нарушениями. Мастер производственного обучения по печному делу Индустриально-судостроительного лицея провела мастер-класс по кладке банной печи.

Участники II «Особого форума» убеждены в актуальности и необходимости подобных встреч. При подведении итогов работы II «особого» форума было принято решение о разработке образовательной и профессиональной траектории для учащихся с интеллектуальными нарушениями в Ленинградской области.