Новый срок для «убийц на дороге»

Пьяных водителей за ДТП с погибшими будут сажать надолго. Президент России подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за пьяные аварии с летальным исходом.

Рубрики:  Правопорядок

Борьба с нетрезвыми водителями – проблема не только всероссийского масштаба, но и отдельно взятого города: в Гатчине и районе наблюдается всплеск аварийности по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения.

- При общем снижении количества ДТП с погибшими и пострадавшими – примерно, на треть по сравнению с прошлым годом, возросло количество аварий, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, – рассказывает начальник отдела ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району подполковник полиции Александр Романов. – За пять месяцев зафиксирован рост таких ДТП почти в два раза. Есть один погибший.

- Как это произошло?

- Ночью, в мае, водитель автомашины Opel двигался по улицам города со скоростью, явно превышающей допустимую при конкретных дорожных условиях. Не учел особенности проезжей части и не вписался в поворот: съехал в кювет и врезался в дерево. Сам водитель, находившийся за рулем в состоянии алкогольного опьянения, погиб. Его пассажира госпитализировали с тупой травмой живота.

Пострадавших по вине пьяных водителей только за первые пять месяцев – порядка десятка, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост – более чем на двести процентов. И лето принесло новые аварии по вине нетрезвых водителей. Один на трассе Гатчина – Ополье наехал на ограждение: и водитель, и его 29-летняя пассажирка были доставлены в Гатчинскую больницу. Другой спьяну «догнал» попутную машину на шоссе Гатчина – Куровицы за поворотом на кладбище «Пижма». Нетрезвый водитель Kia, двигавшийся со стороны Гатчины, не соблюдал дистанцию, не справился с управлением и совершил столкновение с впереди идущей автомашиной VW Passat, которая от удара вылетела на встречную полосу и столкнулась в лоб с Renault Duster.  Пострадали двое детей и водитель «Фольксвагена». К счастью, скорость была невелика, и обошлось без серьезных повреждений.

- В чем, по-вашему, причина участившегося пьянства за рулем?

- Сначала была ранняя и теплая весна, потом началось жаркое лето: народ тянется отдыхать на природе – тут и появляется соблазн употребить алкоголь, а потом сесть за руль. Как правило, основной вал ДТП с участием пьяных водителей приходится на выходные дни и ночное время. И, естественно, большинство аварий происходит за чертой города.

- Кто виноват – понятно. Что делать?

- Бороться. Не реже одного раза в неделю мы проводим профилактические мероприятия «Нетрезвый водитель», а также операции по сплошной проверке водителей на предмет выявления признаков опьянения. 15 и 28 июня мероприятие проходило на всей территории Ленинградской области, с привлечением приданных сил и строевых подразделений Санкт-Петербурга.

За пять месяцев 2019 года выявлено порядка двухсот нетрезвых водителей, в том числе в состоянии наркотического опьянения – трое. 24 водителя задержаны повторно за управление транспортным средством в пьяном виде – в их действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, введенной в 2014 году. Это уже уголовное дело.

- Среди этих двадцати четырех рецидивистов есть осужденные к реальному лишению свободы?

- Нет. У нас, как правило, практикуются исправительные работы и штраф. Если первый раз задержан пьяным за рулем (либо отказался от медицинского освидетельствования) – штраф 30 тысяч рублей плюс лишение права управления транспортным средством на срок до 18 месяцев. Причем размер данного штрафа не сокращается ни при каких обстоятельствах, в отличие от других штрафов.

23-го апреля вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса. Кроме прочего, дополнение внесено в диспозицию статьи 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Если гражданин, привлеченный к ответственности за управление в состоянии опьянения, совершает это деяние повторно, наступает уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ. Наказание для таких лиц предусмотрено в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей, либо обязательные или принудительные работы, либо лишение свободы на срок до двух лет.

- Какое наказание грозит пьяному водителю, по вине которого пострадали люди?

- Президент РФ подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за ДТП со смертельным исходом. Законом вносятся изменения в статью 264 УК РФ. В соответствии с поправками, за причинение тяжкого вреда здоровью водителю будет грозить от трех до семи лет лишения свободы (сейчас – до четырех лет). В случае смерти одного пострадавшего – срок заключения от пяти до 12 лет (сейчас от двух до семи). Если в результате аварии погибли два человека и более, водитель получит от восьми до 15 лет колонии (сейчас – от четырех до девяти). Состояние опьянения будут определять по результатам судебно-медицинской экспертизы. Концентрация алкоголя для признания состояния опьянения должна составлять 0,3 и более грамм на 1 л крови.

Кроме того, 24-го апреля В.В. Путин подписал закон об ужесточении наказания для водителей, оставивших место аварии. Теперь за такое нарушение предусмотрено лишение прав на срок до двух лет и штраф в 30 тысяч рублей.

- Александр Юрьевич, гатчинцам по-прежнему отравляют жизнь пятничные пробки на проспекте. Когда это положение изменится – и изменится ли?

- Летом на дорогах ситуация сложная. Часть бетонки перекрыта. Нагрузка на Киевскую трассу возрастает, она опять в традиционном заторе и, соответственно, растет нагрузка на дороги регионального и местного значения. Уже с начала лета мы столкнулись с проблемами на перекрестке бетонки и шоссе Гатчина – Куровицы в районе Пижмы. Там сменили фазу светофора, по пятницам и воскресеньям на этом участке работает экипаж ГИБДД по рассредоточению транспорта. Но, пока не доделана гатчинская объездная, от потока машин в выходные дни летом нам не избавиться.

На Аэродроме будет кольцо на пяти углах, строится продление улицы Слепнева до улицы Киевской. Сейчас на Киевскую выходят две транспортных артерии: Старая дорога и улица Генерала Кныша. И между ними как раз вдоль школы, вдоль новой поликлиники ведут третью, которая будет выходить на шоссе прямо у заправки. Таким образом Аэродром разгрузим. И, в перспективе, когда доделают объездную, быстрее можно будет проезжать не через центр Гатчины, а через Аэродром.

Не так давно открыли перемычку через Наноцентр. Стало удобнее и на Псков выезжать, и при въезде в Гатчину со стороны Петербурга можно легко свернуть на Чехова, а это альтернативная артерия в объезд проспекта.

- Наступление летних каникул как-нибудь осложнило обстановку?

- На протяжении первого квартала у нас отмечался рост ДТП с участием несовершеннолетних, но по итогам пяти месяцев наблюдается снижение на 21%. ДТП с погибшими детьми в первом полугодии, в отличие от прошлого года, не зарегистрировано.

Также на фоне прошлого года отмечается снижение количества аварий с участием мотоциклистов, и погибших среди них нет. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание водителей мотоциклов: позаботьтесь о собственной безопасности. На дороги выехали дачники, много начинающих водителей, которые забывают смотреть в зеркала заднего вида. Основное правило безопасности мотоциклиста – защищать себя и пассажира средствами индивидуальной защиты и выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий. Потому что не каждый водитель автомобиля своевременно может заметить быстро движущегося мотоциклиста.

- С велосипедистами тоже нет проблем?

- До июня не было. 22-го числа, днем, в деревне Большое Рейзино на Светлой улице велосипедист пострадал под колесами неустановленного транспортного средства. Водитель, сбивший его, скрылся с места ДТП. Теперь он в розыске.

И, конечно, не лишним будет напомнить правила для велосипедистов, особенно юных. В Гатчине появились велодорожки на тротуарах, но количество их крайне ограничено. Лицам старше 14 лет разрешено ездить с правой стороны проезжей части, причем необязательно по обочине: следует держаться как можно правее и не создавать помехи остальным. Детям до 14 лет правила строго запрещают выезжать на дорогу: разрешено передвигаться только по велодорожкам, тротуарам и пешеходным зонам. По тротуару или велодорожке должны ездить и взрослые, сопровождающие малолетних велосипедистов или перевозящие детей в велокреслах. То есть правилами запрещена ситуация, при которой ваш ребенок едет по тротуару, а вы – по дороге.

В ночное время велосипед необходимо обозначить на дороге. Белый отражатель и фонарь должны быть закреплены спереди, красный светоотражатель – сзади. Нелишним окажется и спецжилет или одежда со световозвращателями.

И еще хотелось бы напомнить велосипедистам о том, что на них тоже распространяются правила дорожного движения. Это значит, что пересечение перекрестка на красный свет запрещено, равно как и поворот налево с правой полосы и наоборот. К наиболее частым нарушениям относится переезд пешеходного перехода, когда велосипедист пересекает проезжую часть по «зебре», не спешившись. А в случае наезда ответственность приходится нести водителю автотранспортного средства, потому что автомобиль – источник повышенной опасности. Да, велосипедист нарушил правила, но водитель не пропустил его.

- Александр Юрьевич, после реформы МВД и сокращения численности личного состава инспекторы ДПС не часто попадаются на гатчинских дорогах. Вам хватает людей?

- Людей всегда не хватает, но некомплекта у нас на сегодняшний день нет. За год обошлось без потерь, без текучести кадров. Обстановка непростая, но мы справляемся. Если бы еще водители научились пользоваться своими правами, грамотно составлять европротоколы… У нас выставляется три экипажа в день, два в ночь. Есть маршруты патрулирования, есть контрольные точки, которых инспекторы должны придерживаться в ходе патрулирования. Но аварии вносят свои коррективы и, как правило, все рабочее время уходит на оформление ДТП. Плюс наших сотрудников задействуют при проведении общественных мероприятий в Петербурге.

Вот инспекторов с радарами заменили средства автоматической фото- и видеофиксации нарушений – КРИСы. В Гатчинском районе работают и стационарные, и два передвижных комплекса. Результат есть. И, в отличие от некоторых регионов, в Ленинградской области – и в том числе у нас – КРИСы стоят на балансе, они не в частных руках. Передвижные комплексы, с которыми работают члены специализированной народной дружины по безопасности дорожного движения совместно с инспектором, выставляются в строгом соответствии с планом, на основе анализа аварийности. Мы работаем только там, где необходимо предотвращать ДТП, причиной которых является нарушение скоростного режима.

- Сотрудники ГИБДД тоже раскрывают преступления, задерживают водителей с наркотиками. А нужны ли инспектору специальные основания для остановки водителя – например, нарушение правил или очередной рейд?

- Инспектор имеет право остановить любого водителя для проверки документов, и для этого не требуется ни нарушений, ни проведения профилактических мероприятий. У инспектора ГИБДД есть целый перечень оснований для остановки. Одна из причин – проверка документов на право управления транспортным средством, а также документов на само транспортное средство и перевозимый груз. Именно так чаще всего госавтоинспекторы раскрывают преступления: остановили машину, а в ней перевозятся наркотики.

Также мы проводим рейды по профилактике краж с приусадебных и дачных участков, потому что это бич нашего района. Все грузы, происхождение которых водитель не сможет объяснить, подлежат проверке. Это может быть дорогостоящий электро- и бензоинструмент, элементы ограждений, заборов, которые собирают на металлолом. Доходит до того, что с кладбищ оградки тащат, теплицы воруют. Народ берет все, что плохо лежит. Таких водителей мы доставляем в отдел для выяснения обстоятельств и последующего принятия процессуального решения.

- Александр Юрьевич, сегодня - День работников ГИБДД. Что бы вы пожелали коллективу по случаю праздника?

- Успехов в службе – профессионального и карьерного роста, верности долгу, семейного счастья и благополучия.