Командир – профессия героическая

Командир – профессия героическая

На флоте издавна было много различных профессий и должностей, потому что флот - это не только корабли и подводные лодки.


Флот - это и морская всепогодная авиация, это - огромная береговая инфраструктура, обеспечивающая плавсостав оружием и продовольствием, это - судостроение и судоремонт и так далее.

Вся эта огромная сила способствует поддержанию флота в постоянной боевой готовности, умению сдержать внезапные удары противоборствующей стороны и провести ответные действия в защиту интересов Родины.

Принося дань уважения всем, причастным к этой очень сложной, многогранной системе обеспечения и снабжения, в преддверии Дня ВМФ хочется все же остановиться на одной из важнейших профессий Военно-морского флота. Это - командиры кораблей и подводных лодок.

Немного из истории. С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

Капитан - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, образовано от caput-голова. В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 году. Воинское звание «капитан» появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью несколько сот человек.

В военный флот звание «капитан» вошло, вероятно, из итальянского Capitano. На галерах капитан был первым помощником «сапрокомита» в военных вопросах. Он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажном бою, лично защищал флаг.

В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны.

Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта.

Так звание «капитан» с XVI века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание «капитан» известно с 1615 года. Первыми корабельными капитанами были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 году экипаж корабля «Орел» и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с «Орлом» яхты. Затем звание «капитан» получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В Морском Уставе Петра I записано: «Капитан имеет почтение на своем Корабле как Губернатор или комендант в крепости…».

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание «Командор» (между капитаном 1 ранга и контр-адмиралом, в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты без орла. С 1707 года вместо него присваивалось звание «капитан-командор», окончательно упраздненное в 1827 году. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чи-риков, а одним из последних И.Ф. Крузенштерн. В 1853 году звание капитана в военном флоте России заменено на «командир корабля».

В наше время командир корабля является прямым начальником всего личного состава судна. В 1990-годы страна переживала необычное время, когда рухнула великая держава СССР, и еще не набрала силу новая страна. К сожалению, в это время на некоторые руководящие посты пришли временщики. Тогда же изменилось отношение к людям в военной форме. Труднее всего на флоте приходилось командирам кораблей и подводных лодок. Вспомним годы, когда заработную плату не выдавали по несколько месяцев. Каково тогда было держать экипажи в необходимой боевой готовности, поддерживать морально-боевой дух. Но и тогда были «особые» командиры, на экипажи которых в отделе кадров флотилий стояли очереди. Таких командиров, к счастью, было немало.

В наши дни, к счастью, многое из трудностей ушло в прошлое. Да, может быть, еще не так силен наш военно-морской флот, но для этого многое делается в стране. Мы поднимаемся с колен, и флот России вновь становится океанским. В лучшую сторону изменилось отношение к людям, носящим погоны. Меняются технические средства, оружие. И в этой среде возрастают требования к флотским командирам. У них становится больше забот и хлопот. Самое главное - изменились люди, изменилась политическая ситуация. На флоте нет комсомольских и партийных организаций, которые для командиров были опорой. Возврата к прошлому нет. Страна и флот идут новым путем.

Поздравляя всех, причастных к флоту людей, хочется особо поздравить командиров и пожелать им крепкого здоровья, командирского духа, удачи.

Надеемся, что сегодняшние командиры кораблей и подводных лодок с честью пронесут по всем морям и океанам былую славу военно-морского флота нашей страны - Великой России.

А.А Аникин,

капитан 1 ранга в отставке, подводник, прослужил на флоте более 38 лет, кавалер трех орденов