Поколение интеллектуального фастфуда и серебряное цунами

Поколение интеллектуального фастфуда и серебряное цунами

Ещё восемь лет назад американский социолог Д. Финкелхор обратил внимание на то, что современное стареющее общество буквально демонизирует молодёжь, критикуя её за пристрастие к гаджетам, зависимость от интернета, инфантильность и прочее. Он посчитал, что это не что иное, как ювенойя – боязнь молодого поколения.


При этом число жителей планеты в возрасте за 65 с каждым годом возрастает. Прогресс в медицине, улучшение условия труда и быта способствуют увеличению продолжительности жизни. В мире ожидается серебряное цунами.

Зарубежные и отечественные специалисты проводят многочисленные исследования, опросы, анкетирования, чтобы представить, хотя бы в общих чертах, общую картину сосуществования многомиллионного легиона пенсионеров и так называемого поколения iGen, internet generation, интернет-поколения – тех, кто родился между 1995 и 2012 годами (раньше их называли поколением Z). Если их предшественники – миллениалы – родились еще в безинтернетную эпоху, то представители iGen не знали мира без интернета и компьютеров.

Пожилые люди, напротив, боятся интернета. Они боятся банковских онлайн-сервисов, ссылаются на слишком сложные технологии, значительную трату времени на их освоение, опасаются сделать что-то неправильное в программах. Кроме того, люди старшего поколения предполагают, что интернет разрушает малый бизнес, способствует закрытию магазинов, развлекательных центров, где они встречались с друзьями. Из-за чувства высокой социальной ответственности, некоторые, к примеру, специально ходят в банк, чтобы отделение не закрыли и людей не уволили. Они также высказывают опасения за будущее детей и внуков, которых интернет может лишить работы.

Многих вышедших на пенсию тревожит социальная изоляция, поэтому они сознательно избегают онлайн-шопинга, предпочитая личное общение с продавцом. По той же причине пожилые почти не используют соцсети, вместо этого по старинке встречаются с друзьями «живьем».

И поскольку вне интернета оказывается значительное число людей старшего поколения, сохраняется цифровой разрыв в обществе. Все это вынуждает ученых думать о том, как интегрировать пожилых в виртуальную среду. Как выяснилось, пенсионеры, вопреки их собственному мнению, а иногда и нежеланию, вполне способны осваивать компьютерные программы, поскольку человеческий мозг способен осваивать сложные вещи в любом возрасте. Кроме того, уже доказано положительное влияние обучения новому на здоровье пожилого человека — как профилактики нейродегенеративных заболеваний.

Поколение iGen выросло среди цифровой техники, интернет - его стихия, и этот же факт делает его психологически уязвимым. Если нет доступа в Сеть — караул! это сразу стресс. Им трудно сосредоточиться, а воспринимать информацию из одного источника для них непривычно. Они привыкли общаться с окружающим миром посредством гаджетов.

Американское исследование, проведенное в 2016 году, выяснило, что у подростков 14-17 лет, не отрывающихся от смартфона семь и более часов в сутки, в два раза выше риск развития депрессии, тревожности. Они чаще обращаются к врачам с психическими проблемами, принимают больше лекарств.

У подростков, использующих смартфон не менее часа в сутки, хуже психологическое самочувствие, меньше любознательность, слабее самоконтроль. Они больше отвлекаются, им труднее налаживать дружеские отношения, контролировать эмоции, заботиться о ком-то, доводить начатое дело до конца.

У представителей этого поколения всё чаще констатируют синдром дефицита внимания. В среднем они способны сосредотачиваться на восемь секунд, тогда как у их предшественников-миллениалов этот интервал был больше на 4 секунды. Мы уже и без статистики знаем, что растет число подростковых депрессий и самоубийств. Опросы показали, что нынешние подростки чаще чувствуют одиночество, чем их сверстники предыдущих поколений. У молодых людей наблюдаются новые фобии и зависимости: боязнь остаться без мобильника, интернета, выпасть из новостного потока, жажда постоянно следить за соцсетями. Современная молодежь предпочитает общаться в онлайне, зависит от общественного мнения, боится разочаровать окружающих.

Студенты привыкли приобретать желаемое сразу, не выпуская из рук смартфона, будь то фильм, одежда или обучающая программа. При этом время суток или местонахождение не играют никакой роли. Отсюда желание быстро получить обратную связь от преподавателей, страх пропустить важную информацию, новость. Поскольку молодые люди сильно привязаны к поисковым системам, черпают информацию не из бумажных книг, а из множества интернет-источников, то зачастую не способны адекватно оценить степень их достоверности. Имея доступ к новостям со всего света, iGen представляют мир, полным катастроф и войн. Из-за этого они ощущают тревогу и стремятся к большей безопасности.

Есть и хорошая новость: они склонны к многозадачности, лучше вовлекаются в работу, если им предоставляют полную самостоятельность и возможность выбирать технологии.

Центр научно-технологического прогнозирования высшей школы экономики (Москва) проводил опрос, выясняя предпочтения «цифрового» поколения в выборе отраслей для работы. Ими оказались персонализированная медицина, биотехнологии, умные города и транспорт, интернет вещей, то есть высокотехнологичные сектора экономики.

Если же говорить о личностных качествах, то директор Центра Александр Чулок вынужден констатировать у молодых, с одной стороны, высокую социальную вовлеченность, зависимость от общественного мнения, а с другой стороны, неготовность нести личную ответственность за корпоративные действия, ограниченные навыки работы в «неструктурированной реальности».

«Если нет отвертки, чтобы вскрыть пульт от кондиционера, – приводит пример А. Чулок, – они теряются. Если на нужную тему нет комментария блогера, нет четкого указания, куда идти, что делать, происходит то же самое. Люди привыкли быть ведомыми. Это «облегчает жизнь». Можно сказать, это поколение интеллектуального фастфуда», – считает исследователь.

Приближается период, когда специалисты и в 80 лет будут активно трудиться. Особенно этот тренд заметен в Японии, где инновационные бизнесы все чаще основывают предприниматели в возрасте.

Вопрос: как молодым решать проблемы «с отверткой» и конкурировать с работоспособными старшими поколениями? Из-за своих психологических особенностей представители iGen в будущем столкнутся с серьезными вызовами. Это цифровизация всего, виртуальная и дополненная реальность, интерфейсы «мозг — компьютер», умные материалы, клеточные технологии.

«Хотя интернет-поколение отлично чувствует себя в этом окружении, – говорит А.Чулок, – есть ощущение, что у них слабый внутренний стержень. В этом я вижу угрозу. Выросшие в тепличных условиях, способные быстро зарабатывать миллионы и миллиарды, стремящиеся к общественному признанию, обладающие врожденными навыками управления цифровым миром, психологически они не готовы к поворотам истории».

Выход из ситуации ученые видят в развитии института наставничества. Впрочем, поколение старших помнит, что такой сценарий – шефства и профессионального наставничества – уже был когда-то и давал хорошие результаты.

Ирина Владимирова    

Фото: pixabay.com