Одним из самых удачных назвала минувший театральный сезон главный режиссер гатчинского ТЮЗа Елена Котельникова. В репертуаре театра – свыше 20 детских спектаклей. За последний сезон в театре прошло более ста спектаклей, поставлены три премьеры – «Красная Шапочка», «Карлсон, который живет на крыше» и музыкальный спектакль «Победная Гатчина», посвященный 70-летнему юбилею Великой Победы.
«Несомненной удачей стала «Красная Шапочка», говорит Елена Котельникова. – Над этим спектаклем наши актеры работали с особенным удовольствием. Постановка оказалась очень многоплановой. Спектакль был задуман как музыкальный, и с актерами плотно работал хореограф».
Второй премьерный спектакль «Малыш и Карлсон», поставленный по мотивам сказки Астрид Линдгрен режиссером Владимиром Бирюковым. Его главная идея показать, как возникает чувство одиночества и заброшенности у ребенка, и какую роль играем в этом мы, родители.
Малыш живет в самой обыкновенной семье, обремененной хорошо знакомыми всем заботами и хлопотами. У мамы – миллион дел, и все, разумеется, очень важные. «Все – в другой раз», говорит она, целуя в лоб Малыша и убегая куда-то. Сестра всегда с друзьями, брат – на тренировках и соревнованиях, а папа и вовсе не появляется ни разу. Малыш пытается донести до взрослых правду о своем одиночестве, но его не слышат, хоть и очень любят. Даже собаку, пусть молчаливого, но друга, живое существо, за которое Малыш может нести ответственность, ему не дарят, считая это блажью. Малышу скучно. Детская комната завалена игрушками, в том числе и самыми продвинутыми. Он бродит среди них, играет с мячом, принимая его за собаку, прячется под пледом от претензий взрослых.
Но вот однажды через открытое окно доносится странное жужжание, и на подоконник приседает удивительный толстый человечек с всклокоченной шевелюрой. Карлсон прилетел!
Не секрет, что появление и развитие информационных технологий, компьютеров и различных гаджетов во многих семьях стало уловкой для того, чтобы, заняв чем-то ребенка, погрузиться в свои взрослые дела. При этом мы теряем самое главное – живое общение с малышом, которое ничем не заменить.
«Мне кажется, сейчас это еще больше усугубилось, считает Елена Котельникова. – Дети просто брошены. Пока были маленькие – было удобно: я занят, а ты иди, поиграй пока на компьютере. Многие теперь жалуются – как отучить ребенка от компьютера? Но уже поздно хвататься за голову… Проблема лежит на поверхности, и «Карлсона» мы поставили по этой причине».
По словам главного режиссера, Малыш – это олицетворение всех детей, которые есть на свете. «Родители часто ударяются в крайности, то заваливая ребенка кучей игрушек и отстраняясь от него при этом, то загружая его музыкальной или художественной школой, говорит Елена Николаевна. – Но у ребенка должно быть детство, должно быть живое общение, без которого жить невозможно. Иначе дети замыкаются, а родители потом удивляются, почему они не делятся с ними. А все дело в том, что родители изначально их не слушают».
Как считает Елена Котельникова, основной посыл для родителей, заложенный в этом спектакле, терпимость по отношению к детям. Терпимость и мудрость. «Мне кажется, что прежде чем решиться на рождение ребенка, нужно задуматься о том, что мы можем дать ему, говорит она. Дороже матери, ее любви нет ничего. Невозможно все время отмахиваться от ребенка, но при этом ему необходимо давать свободу действий. Запреты ни к чему хорошему не приводят. Дети познают жизнь в игре, и нет такой игры, которая не принесла бы пользу».
Несмотря на сложность поставленных вопросов, спектакль смотрится на одном дыхании и очень нравится детям, которые бурно реагируют на все происходящее на сцене. И они наверняка согласятся с Малышом, который говорит, что если Карлсон – выдумка, то самая лучшая на свете. А вот взрослым лучше задуматься.
Наверное, символично, что очередной театральный сезон ТЮЗ решил завершить «Карлсоном». Удачная концовка театрального года – прекрасный зачин на будущее. В разработке у главного режиссера ТЮЗа – несколько новых спектаклей для будущего сезона: две детские постановки и музыкальный спектакль. А это значит, что впереди у юных гатчинских театралов – новые удивительные истории и открытия.