В IX фестивале «Авангард и традиции» участвовали десять коллективов, в том числе студенческий музыкальный театр «Верона» из Екатеринбурга, псковский театр «На Кузнецкой», Театр юношеского творчества Дворца творчества юных Санкт-Петербурга, детский театр «Клякса» из Москвы, студенческий театр Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, театральная мастерская «Мечта» из Кирова, петербургский Театр нового зрителя «Синтез», народный театр города Резекне (Латвия), народный театр Сыктывкара «Фантастическая реальность» и, конечно, гатчинский театр-студия «За углом».
Фестиваль открылся спектаклем театра-студии «За углом» «Банан» в постановке главного режиссера театра Юрия Калугина по пьесе польского драматурга-авангардиста, классика театра абсурда Славомира Мрожека «Вдовы». Уровень постановки, и то, насколько органично она вписалась в пространство главной сцены ДК, даже зрителя-дилетанта наводят на мысль: театр «За углом» давно перерос масштабы своей маленькой сцены за углом Дома культуры…
Половина спектаклей фестиваля не афишировались – они прошли на малой сцене Дома культуры – в зале театра «За углом», и предназначались для узкого круга – непосредственных участников фестиваля. Другие пять – спектакль петербургского Театра юношеского творчества по роману Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», мюзикл «Баллада о мушкетерах» екатеринбургского театра «Верона», спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе У. Хубба Народного театра Резекне и пьеса «Жизнь человека» по одноименному произведению Л. Андреева петербургского театра «Синтез» – были представлены вниманию широкой публики.
В рамках фестиваля режиссеры провели несколько мастер-классов для участников; каждый фестивальный день завершался коллективным обсуждением спектаклей в Голубой гостиной ДК.
В день закрытия прошел «круглый стол» для режиссеров-участников фестиваля по теме «Любительский театр и фестивальное движение. Реалии, проблемы, победы». Профессор Российского университета театрального искусства, вице-президент Российского центра международной ассоциации любительских театров, президент Ассоциации студенческих театров России Михаил Чумаченко высказал мнение, что «…меняется вся структура театра и ситуация вокруг него. В Советском Союзе театр был центром идеологии: с одной стороны, под пристальным вниманием, с другой – достаточно обласкан. Сегодня же театр занимает место где-то между кафе и кегельбаном. Любительский театр всегда существовал в качестве некоего оппонента профессионального. Теперь этого не получается, и любительский театр начинает искать другие пути. Наиболее трудноразрешимой проблемой является материальная. Финансирование сокращается до такой степени, что в театре встает дилемма: либо платить зарплату актерам, либо ставить спектакли».
Оглядываясь назад, участники «круглого стола» отметили, что раньше «Авангард и традиции» был фестивалем-окном в Европу: к нам приезжали ирландские, норвежские, американские театры, и за несколько дней можно было увидеть картину развития любительского театра в мире. Теперь, видимо, надо думать об изменении формата. Кроме того, как сказал Михаил Чумаченко, много лет «Авангард и традиции» был, своего рода, «фестивалем фестивалей», когда участники привозили в Гатчину свои спектакли-победители, завоевавшие награды на других фестивалях. Что мы видим теперь?
Руководитель московского детского театра «Клякса» Елена Салейкова прямо выразила свое разочарование: «Я очень давно хотела сюда попасть, мы впервые на этом фестивале, но он не оправдал наших ожиданий: красивый город, красивый Дом культуры, прекрасная организация, но где же настоящее фестивальное общение, где публика?». На это А.В. Зорина ответила, что театральное сообщество приложило много усилий, чтобы фестиваль все-таки состоялся и вообще продолжил свое существование. «В Гатчине хорошо проводить фестивали, тут есть две площадки, и залы не были пустыми – ни большая сцена ДК, ни зал театра «За углом». Тесное общение участников фестиваля действительно не получилось: большинство коллективов были вынуждены поселиться в Петербурге», – заметила Алла Зорина.
Главный режиссер театра-студии «За углом» Юрий Калугин высказал мнение, что театральный зритель меняется, и люди, привыкшие к мониторам компьютеров, уже плохо представляют, что такое театр. «Поэтому перед каждым спектаклем я делаю свой монолог: чтобы зритель понимал, куда он попал», – сказал Юрий Алексеевич. Кстати, на фестивале перед спектаклем «Банан» Юрий Калугин также сделал вступление, поведав зрителям краткую историю судьбы драматурга Славомира Мрожека и пересказав его юмористический рассказ про лебедя, которого споил в пивной старый сторож. После чего публика, само собой, настроилась на комедию.
На церемонии закрытия было много награждений и теплых слов в адрес устроителей фестиваля и его участников. Комитет по культуре администрации Гатчинского района наградил благодарственными письмами сотрудников Дома культуры – за энтузиазм и работу по организации фестиваля. На сцену поднялись режиссеры и представители коллективов-участников. Члены жюри сказали свое заключительное слово. Михаил Чумаченко был краток: «Не относитесь всерьез к наградам – завтра снова работать». театральный критик, редактор московского журнала «Страстной бульвар, 10» Ассоль Овсянникова поблагодарила всех участников за серьезный литературный материал, к которому они обращаются. Член правления Союза театральных деятелей Эстонии, председатель Совета русского театра в Таллине Яак Аллик признался, что фестиваль не обманул его ожиданий: «Я получил четыре радостных дня, и желаю фестивалю долгой и счастливой истории».
Члены жюри вручили коллективам-участникам дипломы: за дебют в фестивале, за сценографию, за актерский ансамбль, диплом «Приз зрительских симпатий», за перевод произведений Маркеса на язык театра и другие. Были и персональные награждения, в частности, актер гатчинского театра-студии «За углом» Александр Папулов получил диплом за роль официанта в спектакле «Банан».
Как подчеркнула Алла Зорина, жюри подошло к оценке всех спектаклей очень объективно: «Двери наших фестивалей открыты и для опытных, и для начинающих коллективов. Спасибо городу, что мы сохранили этот фестиваль».
«…Считается, что если на театральном фестивале не завязалось ни одного романа, фестиваль не удался. Будем надеяться, что «Авангард и традиции» пройдет успешно», – пошутил на торжественном открытии Михаил Чумаченко. Был ли фестиваль «успешен» в этом смысле – мы не знаем, но то, что у всех участников – давний и прочный «роман» с театральным искусством, – несомненно.