Не так важно, что ребенок не запомнил всех подробностей экскурсии. Главное, что эмоции были настолько захватывающими, что следующего посещения музея она ждала с нетерпением.
О том, как заинтересовать маленьких посетителей музейной программой, с читателями нашей газеты поделились сотрудники сектора музейной педагогики Государственного музея-заповедника «Гатчина» – заведующая сектором Наталья Юрьевна Бабкина и ведущий методист Наталья Ильинична Василенко.
- Расскажите, как вы выстраиваете работу с детьми?
— В первую очередь, мы хотим, чтобы детям здесь было уютно и интересно. Музей не должен ассоциироваться у них с заунывными рассказами экскурсовода и скучными блужданиями по залам. Наши экскурсии построены в форме постоянного диалога с ребятами и неформального общения, так как периодически вместе с экскурсоводом они просто садятся на пол и обсуждают очередной экспонат.
- Кто ваши постоянные посетители?
— Учащиеся школ и воспитанники дошкольных учреждений. Регулярность посещений руководители школ и детских садов выбирают самостоятельно. Кому-то хватает посетить наш музей два раза в год, а кто-то приходит к нам раз в месяц. Мы заключаем договор с образовательным учреждением и назначаем дни и часы для посещения. В мае следующего года нашему отделу исполняется 19 лет, на протяжении которых мы работаем с юными посетителями музея.
- Из чего складывается посещение музея?
— Для каждого возраста у нас разработана своя программа, которая может быть рассчитана на разовое посещение или систематические встречи в Гатчинском дворце.
Среди разовых программ пользуется большой популярностью «Тайна Гатчинского замка», которой скоро исполнится 19 лет. Она была разработана в секторе музейной педагогики одной из первых. Программа «Честь и отвага в гостях у рыцарей» знакомит посетителей с временами мальтийских рыцарей и прекрасных дам. Каждая программа рассчитана на экскурсию по определенной части экспозиции. С полным перечнем разнообразных экскурсионных программ для взрослых и детей вы можете ознакомиться на нашем сайте в Интернете.
Для постоянных гостей мы подготовили две программы. Одна из них, разработанная как раз для воспитанников детских садов, называется «Почемучка». В ходе беседы мы помогаем деткам понять, чем музей отличается от других домов и учреждений Гатчины. Обсуждаем, кто раньше жил в здании дворца, кто его сегодня охраняет. Объясняем, как правильно рассматривать картины. Ребята с удивлением узнают, что маленькую и большую картины необходимо рассматривать по-разному. Вместе пытаемся отличить пейзаж от портрета, натюрморта и так далее.
В теплую погоду гуляем по парку, Собственному садику, со старшими ребятами доходим до Фермы. Изучаем павильоны, отдельные скульптуры. Стоит отметить, что на детей производит огромное впечатление тот факт, что с тем местом, на котором они в данный момент стоят, связана какая-нибудь старинная легенда или историческое событие.
Обучение проходит без глубокого погружения. При этом дети должны усвоить, например, разницу между королем и императором, чтобы в будущем на уроках истории это могло пригодиться.
- Общаетесь ли вы с воспитателями и педагогами после экскурсий? Есть ли какой-то эффект от таких занятий?
— Да, безусловно. Более того, уже в своих образовательных учреждениях ребята выполняют задания на основе полученных в музее знаний. Приходя вновь, дарят нам рисунки, поделки. Лучшие из них развешиваем у себя в кабинете и дарим в ответ небольшие подарочки – открытки с видами музея.
- Как вы завершаете учебный год? Экзамены проводите?
— Скорее, наоборот. Устраиваем для воспитанников детских садов тематический Весенний бал в Белом зале, которым правят разные сказочные герои – Фея цветов, музыки или камней. Ребята заранее готовят костюмы, разучивают танцы, какие-то танцевальные па им преподает сама хозяйка вечера.
- От кого исходит инициатива проведения занятий в музее в начале учебного года? От вас или руководителей образовательных учреждений?
— Когда мы только начинали свою деятельность, приходилось уговаривать и родителей, и педагогов. К счастью, сегодня мы обсуждаем лишь организационные вопросы.
С каждым годом количество учебных групп растет, и это не может не радовать. Значит, детям интересно. После каникул они с радостью возвращаются к нам с конфетами, подарками, а главное – говорят, что скучали.
Встречая своих учеников уже взрослыми, мы слышим слова благодарности. Они приводят к нам своих подросших детей.
Некоторые наши маленькие слушатели после окончания школы выбрали для себя художественное направление – Академию художеств или исторический факультет университета. Все это для нас лучшая похвала.
- Как изменились дети, скажем, за последние пять лет?
— Детская наивность, искренность и преданный взгляд, к счастью, остались прежними. Другой вопрос, что сегодня дети по-другому воспринимают информацию. Если раньше они стояли по стойке «смирно» просто потому, что так было велено, то сегодня они могут стоять спиной к экскурсоводу и болтать друг с другом. При этом можно быть уверенным в том, что они слышат и слушают все, что им говорят.
Сегодня многое зависит от экскурсовода: насколько он заинтересует детей, настолько они будут внимательными. Нашим сотрудникам это всецело удается.
- Что бы вы посоветовали родителям ваших воспитанников?
— Чаще ходить в музеи, театры, на выставки со своими детьми. Сегодня на сайте любого подобного учреждения можно выбрать развлечение по душе.
Кстати, каждое последнее воскресенье месяца в нашем музее проходит «Семейный день», когда мы приглашаем на экскурсии детей вместе с родителями.
После разговора с Натальей Юрьевной и Натальей Ильиничной захотелось лично стать участником детской экскурсии, чтобы посмотреть, действительно ли она настолько интересная, а малыши всецело увлечены процессом.
И вот одним ненастным утром ровно без пяти десять на плацу Гатчинского дворца показались малыши из старшей группы детского сада № 12.
На входе в музей их встретила экскурсовод Наталья Малофеевская. Благодаря ее таланту общения с детьми, ребята научились различать понятия «экскурсовод» и «экскурсант», еще не дойдя до гардероба.
В ходе ознакомительной экскурсии Наталья Алексеевна обращалась к своим гостям исключительно «мои юные друзья» и «мои прекрасные дамы и кавалеры». Согласитесь, такое почтительное обращение с маленькими детьми не может не подкупать. Ребята внимательно слушали рассказ своей новой учительницы, пусть иногда и отвлекаясь друг на друга.
В первом зале, где представлены макеты Гатчинского дворца в миниатюре, ребята узнали, что в былые времена левое крыло музея называлось кухонным каре, а правое – каретным. Центральная часть музея вызвала у них наибольший интерес, потому что именно здесь жил император и проходили торжественные балы.
Пока юные гости поднимались на второй этаж, они пытались угадать, из чего сделана парадная лестница, покрытая красным ковром. И вновь новое слово в их лексиконе прочно закрепилось благодаря рассказам экскурсовода. Теперь малыши будут знать, что камень серо-розового цвета называется гранит.
В парадном зале состоялась, пожалуй, самая интересная часть экскурсии, когда ребятам разрешили сесть на пол, чтобы они могли внимательно рассмотреть потолок, стены, различные лепнины и узоры. Спокойная, дружеская атмосфера, созданная экскурсоводом, действительно настраивала на учебный лад. Ребята ответили на все вопросы Натальи Алексеевны.
Экскурсия завершилась повторением полученных знаний и обещанием встретиться вновь.