- Марк Витальевич, вы возглавили Общественную палату Гатчинского муниципального района. Расскажите, с какой целью был создан новый институт гражданского общества, и какие на вас возложены задачи?
— Общественная палата создана для налаживания конструктивного диалога и взаимодействия граждан Российской Федерации, проживающих в нашем районе, общественных и профессиональных объединений, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, а также иных некоммерческих организаций с органами местного самоуправления Гатчинского муниципального района в целях учета интересов, защиты прав и свобод, осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления Гатчинского муниципального района. В состав палаты входит 24 человека. Созданы пять комиссий по актуальным направлениям деятельности. Мою кандидатуру в состав Общественной палаты предложила Общественная организация ветеранов войны и труда Гатчинского муниципального района. Искренне благодарен за оказанное доверие. Уверен, что наша Общественная палата станет по-настоящему деятельным и действующим органом гражданского общества.
- Общественная работа не помешает основному виду деятельности?
— Нет. Мужчина должен много работать. Мой рабочий день обычно длится не меньше десяти часов. Порой приходится отказывать себе в выходных днях, чтобы принять участие в каком-нибудь важном мероприятии или поработать над новым проектом.
- Вы начали свой трудовой путь в Новосветском поселении в качестве учителя физической культуры в Пригородной школе, работали в местной администрации, были депутатом, работали в Торгово-промышленной палате Гатчинского района, вновь вернулись в систему образования, но уже в качестве директора Гатчинской гимназии «Апекс». Путь получается каким-то непоследовательным. Искали себя?
— Напротив. Он более чем последовательный. Во время работы в Пригородной школе постоянно проявлял инициативу: организовывал в поселке для детей спортивные праздники, предлагал свою помощь местной администрации. Параллельно работал с детьми в районной спортшколе. Это оценили, и глава администрации Новосветского поселения Людмила Николаевна Нещадим пригласила меня на работу, за что ей очень благодарен и считаю ее одним из моих учителей.
- Давайте вернемся в ваше детство, каким оно было? Новый Свет – не самый тихий уголок Гатчинского района…
— Мое детство прошло не там. Родился в селе Нижние Муллы Пермской области. Вместе с родителями и младшей сестрой мы жили в двухэтажном доме, построенном специально для учителей. Все мои друзья были дети педагогов из нашей школы. У меня было настоящее деревенское детство. Вместе с друзьями катались с гор, купались, строили домики, работали в огороде.
Решение о переезде родители приняли, когда я учился в первом классе. Отец рассказывал, как пришел забирать меня из школы зимой и увидел, что мы сидим за партами в верхней одежде, валенках и рукавицах и при этом пытаемся писать в прописях. Было очень холодно в школе, но отменять уроки было нельзя. Мы переехали в д. Сяськелево Гатчинского района. Целый год жили впятером (с нами переехала бабушка) в однокомнатной маленькой квартире. Отец Виталий Васильевич работал инженером в совхозе «Пламя», мама преподавала в школе. После того, как отец стал главным инженером, нам выделили трехкомнатную квартиру. Именно он научил меня тому, что мужчина должен брать на себя ответственность, не бояться большой нагрузки и много работать.
Для меня навсегда самыми главными людьми и учителями в жизни будут мои родители. Они научили меня целеустремленности, заложили в меня тот потенциал и знания, которые сейчас реализую в полной мере.
- Учитывая, что по первому образованию вы учитель физической культуры, спорт с детства был важной частью вашей жизни?
— Да, активно заниматься спортом начал со второго класса: хоккей, футбол, любые игровые виды. Благодаря тренеру Геннадию Тимофееву наша команда неоднократно становилась чемпионом среди хоккейных команд Гатчинского района. В институте занимался армрестлингом. Я и сегодня продолжаю ходить в спортзал для поддержания формы.
- Будучи педагогом, ваша мама (Наталья Михайловна Кравчук) повлияла на ваш выбор профессии?
— В нашей семье все, так или иначе, связаны с системой образования. Мама преподавала русский язык, литературу, психологию. Младшая сестра по первому образованию учитель иностранных языков, папа в свое время преподавал ученикам основы сельскохозяйственной техники. Можно сказать, что мой выбор был отчасти предопределен.
- В детстве вы росли прилежным ребенком или бунтарский дух подростка все-таки дал о себе знать?
— Не могу сказать, что был бунтарем. В школе учился без троек. Занимался спортом. Был обычным ребенком, в крайности не впадал. Родители своим примером показывали, как необходимо жить и вести себя в обществе.
- В каком году вы поступили в институт?
— В 1992-м.
- Уже тогда профессию учителя при всей ее значимости нельзя было назвать прибыльной. И, тем не менее, вы пошли в педвуз.
— Да, прекрасно это понимал, но за деньгами не гнался.
Выбирая систему образования в качестве своей будущей сферы деятельности, необходимо понимать, что богатым здесь не стать и идти в школу ради высокого дохода нет смысла. В школе могут работать только люди, для которых работа с детьми – это призвание. Как бы это ни звучало высокопарно, «идейные» люди.
При этом педагогика дает колоссальный опыт общения с людьми. Поработав в школе, поняв, как организуется образовательный процесс, можно успешно работать практически в любой сфере деятельности, на любой управленческой должности.
- Вы планируете свою жизнь?
— Да. На самотек ничего не пущу. Мой отец учил меня ставить жизненные задачи и цели не на неделю или год вперед, а на следующие десятилетия, чтобы получить желаемый результат. Этому же учу своего сына Александра. Уже сейчас думаю о том, как определенные решения повлияют на его жизнь через 10-15 лет. Необходимо планировать свою жизнь на перспективу, а не гнаться за сиюминутным результатом.
- А как же: позволить ребенку жить своей жизнью?
— Задача взрослых заключается в том, чтобы направить ребенка в нужное русло и не дать совершить непоправимых ошибок. Этого же принципа придерживаюсь в гимназии.
- Вы производите впечатление очень уравновешенного человека: строгий костюм, полуулыбка, вежливая речь, спокойный тон. Вы всегда такой, или все же присутствует оборотная сторона медали?
— Конечно же, могу и голос повысить. Но в этой ситуации необходимо понимать, для чего ты это делаешь. Переходя на крик или грубость, человек демонстрирует не свою силу, а свою слабость. Какая бы ни была ситуация, надо проявлять сдержанность, не ронять человеческое достоинство в разговоре с людьми. Можно обо всем договориться спокойно, с уважением.
- Что-то же может вывести вас из себя?
— Стараюсь делать так, чтобы ничего не могло вывести меня из себя. Для меня самые главные человеческие качества – это сдержанность, достоинство, ответственность, честность.
- Складывается ощущение, что у вас полная гармония и душевное равновесие – как в словах, так и в мыслях. Вы всегда были таким или пришли к этому уже с годами?
— Конечно же, мудрость и опыт приходят с годами, но мне еще многому предстоит научиться и многое постичь.
- При этом чувствуется, что вы держите дистанцию в разговоре…
— Это не дистанция, а уважительное деловое общение. Я абсолютно искренен с вами. Так же, как и с другими людьми, которые меня окружают на работе и в жизни. Все то, что я думаю о человеке и его поступках, я говорю открыто, не «за глаза».
- Если условно разделить людей на холодных и теплых, вы бы к какой категории себя отнесли?
— Об этом могут судить только окружающие меня люди. Себя считаю обычным человеком, который живет, радуется жизни, воспитывает сына, благодарен родителям и судьбе.
- При такой загруженности чем занимаетесь в свободное время?
— Сейчас действительно настолько плотный рабочий график, что на развлечения нет ни физических, ни душевных сил. А так… Люблю путешествовать, посещать театры, музеи. К сожалению, редко получается читать книги, в основном, только новости в Интернете. Люблю спорт: коньки, горные и беговые лыжи, бадминтон.
- Какой, на ваш взгляд, может быть самый главный недостаток в работе директора школы?
— Пожалуй, отсутствие любви и уважения у детей.
- Если ваш сын решит продолжить династию педагогов, поддержите его в этом?
— Конечно же, поддержу. Опыт показывает, что, выбирая профессию, молодые люди не задумываются о том, что жизнь не линейна, и на пути много поворотов. Я никогда не думал, что, уйдя из профессии учителя, я снова вернусь в школу через годы, да еще в качестве директора. Я всегда буду благодарен учредителю гимназии Рашиду Фаатовичу Исмагилову за то, что оказал такое доверие и предложил возглавить педагогический коллектив гимназии. Он многому меня научил.
- То есть, если бы у вас была возможность что-то поменять в своей жизни, не стали бы этим пользоваться?
— Конечно, будучи взрослым, начинаешь немного по-другому смотреть на события своей юности. Но в целом, моя жизнь сложилась так, как я этого хотел. Понимаю, что делаю, для чего это делаю, к чему стремлюсь.
- Вы сказали, что вам некогда читать. И все же, какая книга вас больше всего впечатлила?
— Омар Хайям «Рубаи».
- Если бы у вас была возможность пригласить любого человека на ужин, кто бы это был?
— С удовольствием пообщался бы с президентом нашей страны Владимиром Путиным.
- Хороший выбор. Тем более, что ученики говорят о вашем внешнем сходстве.