Казерта известна, прежде всего, тем, что в ней находится бывшая загородная резиденция неаполитанских королей и знаменитый дворцово-парковый ансамбль, построенный выдающимся итальянским архитектором Луиджи Ванвителли. Именно у него учился «наш» (не побоюсь этого слова) Антонио Ринальди. И побывать на родине Ринальди, где он начинал работать как архитектор, сравнить дворцы в Казерте и Гатчине, понять приемы архитекторов было моей давнишней мечтой.
А. Ринальди, как и его учитель, родился в Неаполе или его окрестностях около 1709 года, а Л. Ванвителли в 1700 году. Наставник был не намного старше, но уже имел репутацию «самого образованного архитектора», превосходного живописца, рисовальщика, инженера-гидравлика, градостроителя, а также обладал редким даром передавать свои знания и мастерство. У Л. Ванвителли Ринальди прошел отличную школу архитектурной практики, участия в строительстве многих его сооружений, в том числе в Риме.
Самое главное детище Л.Ванвителли – это, конечно, резиденция в Казерте, над возведением которой он работал до конца своей жизни. Считается, что этот ансамбль – «ответ Версалю» неаполитанских королей, хотя образцом также служил и королевский дворец в Мадриде.
Сегодня от Неаполя добраться до Казерты просто: 40 км и 30 мин на электричке. Казерта – крупный город в итальянском регионе Кампания. Дворец или Реджади Казерта видишь прямо от вокзальной площади. К нему ведут три дороги-луча, знаменитый версальский прием.
Сразу скажу, что и дворец, и парки, его окружающие, можно определить одним словом «гран-ди-оз-но», прежде всего, по невероятным масштабам. В свое время дворец по проекту Ванвителли считался самым большим по площади. Площадь 5-этажного здания и еще два подземных этажа – 47 тыс. кв. м и 1217 помещений!
В плане он представляет собой прямоугольник, разделенный на четыре части пересекающимися галереями с четырьмя внутренними дворами, которые напоминают дворы Арсенального и Кухонного каре Гатчинского дворца.
Протяженные фасады дворца ориентированы на четыре стороны света и достаточно строгие, без излишних украшений. Это тоже напоминает каре, хотя они были перестроены уже в XIX веке под руководством архитектора Р.И. Кузьмина. Нижние этажи (есть и антресольный этаж с маленькими окнами, как в Гатчинском дворце) облицованы камнем, а верхние оштукатурены. Пилястры, объединяя два верхних этажа, выделяют бельэтаж и королевские апартаменты.
Известно, что по одному из замыслов Л.Ванвители хотел по углам здания построить квадратные башни, а над центром – большой купол на высоком барабане. Мне тоже показалось, что огромному зданию не хватает вертикальных линий, и башни, как у нас в Гатчине, стали бы прекрасными площадками для осмотра великолепных видов окружающего ландшафта. Не делая подробного анализа, еще хочу добавить, что дворцы в целом разные, но некоторые детали оформления как фасадов, так и интерьеров есть общие. Например, с радостью увидела на фасадах дворцов неаполитанского двора полукруглой формы сандрики, как у нас над круглыми окнами башен.
Осмотр дворца, как и советовали, мы оставили на вторую половину дня и пошли в парк «по холодку» (в сентябре жара была за 30 градусов). Для этого нам пришлось пересечь все здание поперек по сквозной с высоченными сводчатыми каменными потолками галерее. Для сравнения: в Гатчинском дворце Ринальди тоже построил галерею, соединяющую два вестибюля, по которой можно было со стороны площади (луга) пройти и проехать прямо в парк.
Парк тоже проектировал Ванвителли, и он огромных размеров (более 120 га). Состоит из двух самостоятельных парков: один – Французский с регулярной планировкой, который начинается от дворца, а другой – Английский, с пейзажной.
В основе первого парка устроена ступенчатая система каскадов с бассейнами и извергающими струи воды фонтанами. Протяженность линии каскадов – 2 км! И если в Версале и Петергофе – это перспектива, идущая вдаль от дворца, то в Казерте, наоборот, вода мчится вниз ко дворцу с холма, поступая из акведука. До сих пор этот акведук подает воду не только в Казерту, но и Неаполь.
Водные каскады украшены фонтанами с огромным количеством статуй на мифологические сюжеты: фонтаны Диана и Актеон, Венера и Адонис, Эол и Юнона, Церера… Ошеломляющее зрелище!
Мы весь путь от последнего фонтана Маргарита до первого в системе каскадов у подножия холма со скульптурной группой Венера и Адонис (которая иллюстрирует, как богиня пытается отговорить прекрасного юношу от охоты на дикого вепря) проделали пешком. Было нелегко, можно, конечно, и в колясках или на велосипедах, но за деньги.
А потом, через ворота в ограде, разделяющей два парка, мы с не меньшей радостью свернули в другой – Английский.
Несмотря на «естественность», Английский парк также может называться «ботаническим садом», т.к. большая часть растений под руководством известного ботаника Графера привозилась из разных областей неаполитанского королевства, европейских стран и даже Австралии, Японии и Китая. Мы любовались такими экзотическими деревьями как эвкалипты, тисы, лавры, кипарисы, магнолии, платаны, пальмы… Есть в парке и такие элементы романтического парка, как мрачный грот с водопадом, какой-то склеп, поросший мхом, а также остров Венеры и оранжереи с розарием.
Обратный путь снова пришлось пройти вдоль каскадов, но уже спускаясь, и нас спасали от лучей палящего неаполитанского солнца не только тенистые аллеи по обеим сторонам, но и наши зонтики. Так хотелось взмолиться о пощаде, пропев «O Sole мiо».
Наконец, мы погрузились в прохладу вестибюля дворца. Как отметил аббат Ришар де Сен-Нон в альбоме-путеводителе ХVIII века: «Италию стоит посетить хотя бы затем, чтобы увидеть этот дворец».
Проект на 16 выгравированных медных досках будущего дворца и города Луиджи Ванвители представил королю Неаполя и Сицилии Карлу Бурбонскому в декабре 1751 года. Через месяц был заложен первый камень в основание дворца монархом, а второй – самим архитектором. На втором камне была сделана латинская надпись: «Да продлятся дни сего дворца, папского престола и королевской власти до тех пор, пока этот камень снова не увидит солнце».
Антонио Ринальди на этом торжестве не было, он уже отправился в Россию, но с замыслами своего учителя, конечно, был знаком. Так, в январе 1751 года Ванвителли пишет из Казерты своему брату Урбано, аббату церкви Сан-Джованни деи Фьеорентини в Риме: «…когда он (Ринальди) сюда прибудет, я ему все покажу и объясню, что нужно будет сделать».
Возведение дворца затянулось на многие годы. За это время менялись короли и размеры финансирования. К сожалению, ни Луиджи, ни его сыну Карло Ванвителли, который продолжил строительство после смерти отца, не удалось увидеть его в законченном виде.
Резиденция в Казерте принадлежала неаполитанским королям до 1860 года. Преемниками Карла III были его сын Фердинанд IV, во время французского завоевания – Иоахим Мюрат, женившийся на сестре Наполеона, а после объединения Италии – герцоги Савойские. В 1919 году дворец стал музеем.
Осмотр дворца мы начали с величественной парадной лестницы, ведущей на второй парадный этаж. Лестницу охраняют две статуи огромных и злобных львов.
Конечно, большая часть помещений недоступна для посетителей, но даже о той, которую мы обошли, рассказать подробно невозможно. Самыми большими залами, предназначенными для приема, являются залы Астерии, Марса, Тронный, Золотой, Весенний, Летний, Александровский… Палатинская библиотека, устроенная для королевы Марии-Каролины, занимает аж три помещения. Интерьеры поражают: всюду лепнина с позолотой, фрески, мозаика, живописные плафоны и мраморные полы. В личных покоях висят многочисленные портреты семейства Бурбонов, сохранилась подлинная мебель, например, ванна королевы и колыбелька наследников династии.
Среди картин много пейзажей немецкого художника Якоба Филиппа Гакерта. В Италии Гакерт жил и работал после 1768 года и даже некоторое время занимал должность придворного художника при Фердинанде IV. Картины Гакерта мне вновь напомнили о нашей Гатчине, т.к. до Великой Отечественной войны Чесменская галерея Гатчинкого дворца была украшена тремя полотнами этого художника. Они изображали эпизоды знаменитого морского сражения 1770 года в бухте Чесма и победу русского флота над турецким.
Чесменская галерея или Золотая была одним из красивейших парадных залов дворца, оформленных для Павла. Эти картины – авторское повторение полотен, которые находятся и сегодня в Тронной Большого Петергофского дворца. Их привез в Гатчину еще Григорий Орлов, чтобы поместить в своей приемной. Одна из них уцелела во время войны и сейчас принадлежит Екатерининскому дворцу Царского Села.
Не могу не добавить, что Павел Петрович тоже побывал в Казерте. Это тоже была причина моей поездки. Он с Марией Федоровной посетил резиденцию неаполитанского короля в феврале 1782 года во время путешествия по Европе под именем графа и графини Северных. За две недели великокняжеская чета осмотрела многие достопримечательности Неаполя, побывала на раскопках Помпеи, в Геркулануме, поднималась на Везувий. В залах Реджа ди Казерта для высоких гостей из России были устроены не только парадный обед, но и концерт, а также чтение поэмы «Казерта» фаворита королевы маркиза Тануччи. В Казерте они осмотрели фабрику по производству шелка, который знаменит по сей день во всем мире.
Поэтому я не устаю повторять, что, изучая Гатчину – узнаешь мир, а путешествуя по миру – вспоминаешь Гатчину.
И в конце, как все современные путеводители по Казерте, сообщаю, что на территории бывшей резиденции не раз проходили съемки итальянских и голливудских фильмов, в том числе таких всемирно известных, как «Звездные войны», «Миссия невыполнима», «Код да Винчи», «Ангелы и Демоны».