В преддверии Дня учителя сотрудники архива подготовили выставку «Елизаветинская школа, 1923-1929 годы». В ее основу положены уникальные рукописные дневники Ю.Н. Карпинского и страницы истории из фонда заслуженного учителя РСФСР Андрея Христофоровича Буша. Записи подкреплены фотографиями, увековечившими группу людей: энтузиастов, учителей и исследователей своего времени, подаривших своим ученикам возможность взглянуть на жизнь и мир под широким углом, открывшие новые горизонты знаний сельским ребятишкам.
На выставке представлена история становления Елизаветинской школы. Ее корни уходят в далекий 1872 год. За время своего существования школа не раз переименовывалась. Но неизменно было одно – стремление учредителей школы и ее педагогического состава дать возможность сельской молодежи получить среднее образование.
В 1923 году школе было предоставлено бывшее имение Дылицы близ станции Елизаветино. Школой стал заведовать педагог и краевед Алексей Георгиевич Ярошевский (1884-1939). Родился в Финляндии, в семье артиллерийского офицера.
С этого момента для школы начался совершенно новый и исключительно важный этап ее развития. Под чутким руководством директора и колоссальными стараниями педагогов и воспитателей была создана школа – коммуна с производственным сельскохозяйственным обучением на базе большого учебно-опытного хозяйства. Одной из поставленных задач была пропаганда коллективного труда и сельскохозяйственных знаний. По данным источников, на это у Елизаветинской школы было порядка 50 гектаров полевых культур и огородов, парники и оранжереи, коровы, свиньи и лошади.
На территории школы располагались общежития для мальчиков и девочек, а также дом, прозванный учениками «Бельведер», – здесь жили учителя и работники школы. В глубине парка располагалась церковь, но детей воспитывали атеистами. Учащиеся были вовлечены в кружковую деятельность: военные, математические, спортивные и драматические кружки, работала библиотека. Школа располагала столярными и слесарскими мастерскими, физико-химическим кабинетом и кабинетом труда.
Когда школа приобрела свой первый радиоприемник, было организовано слушание музыки, что было большим культурным новшеством. А тем временем радиолюбители в «физкабе» целыми вечерами мастерили свои первые приемники. В кабинете биологии в высоких проемах окон учащиеся выращивали множество растений, а в вольерах в соседнем кабинете ухаживали за обитателями живого уголка. Гордостью юных зоологов была белка-летяга, пойманная ими же.
Особое место в образовательном процессе уделялось экскурсиям по интересным и малоизвестным местам городов и областей. Многие выпускники школы пронесли любовь к экскурсиям и туризму через все годы жизни.
Ю.Н. Карпинский внес огромный вклад в развитие экскурсионной работы Елизаветинской школы. Прилагал все усилия на поддержание интереса у экскурсантов и на основе их работ продумывал маршруты и программы предстоящих путешествий. Свои наблюдения и рекомендации Карпинский кропотливо описывал в своих очерках.
Выпускником Елизаветинской школы был А.Х. Буш. Старания педагогов не прошли напрасно, Андрей Христофорович впитал страсть к познанию Родины и путешествиям. Сегодня он известен как Гатчинский педагог и краевед, заслуженный учитель РСФСР. На его счету 36 дальних экскурсий с учащимися педучилища и школы № 7 города Гатчины.
Окунаясь в историю Елизаветинской школы, нельзя пройти мимо судьбы двух сестер – баронесс Маргариты и Марии Феликсовны Ропп. Владимир Морев в журнале «Нева» (2005 г., № 1), в очерке «Почтим без злобы и с печалью» писал: «Расскажу здесь о судьбе только одной маминой подруги по пединституту и моей крестной матери – баронессы фон Ропп Марии Феликсовны (по прозвищу среди сверстников – Марго). Окончив пединститут в 1916 году и лишившись после революции всех своих атрибутов великосветской жизни, она вместе с сестрой (тоже педагогичкой) пошла преподавать литературу в земледельческую школу, которая когда-то принадлежала предпринимателю Сан-Галли и в обиходе сохраняла его имя. В годы Великой Отечественной войны они с сестрой были высланы как немцы в Казахстан. И там, в глухом селении, сестры продолжали учить советских детей, детей своих «врагов». За неимением лучших кандидатур, Марго оказалась директором школы, а ее сестра – завучем, Марго преподавала русскую литературу, ее сестра – математику. Разумеется, сестрам не разрешалось выходить за околицу. В лихую годину моя крестная усыновила чеченского мальчика Витю, от которого отказалась собственная мать, и дала ему свою фамилию – Ропп.
Сестры Ропп вернулись из Казахстана в европейскую часть России в 1957 году, но проживать в Ленинграде им не разрешили. Милицейский чиновник на Дворцовой площади не пожелал их видеть в пролетарском городе. Им помог их бывший ученик по Сан-Галли. Они приобрели под Гатчиной, в Мариенбурге, пристройку к деревянному дому, и там все еще продолжали преподавать в соседней средней школе. В Мариенбурге они и закончили свою жизнь, не переставая восхищаться успехами большевиков и единодушием партийных съездов.
Моя мать, часто посещавшая сестер Ропп в Мариенбурге, в шутку называла Марго «красный барон». Когда Марго скончалась, на ее поминки приехали в Мариенбург несколько ее бывших учеников по Сан-Галли, ставшие именитыми людьми. Мы сидели за столом на полуразвалившейся веранде, поминали покойную, и кто-то шепотом (шел 1971 год!) сказал: «А вы знаете, ведь она была баронессой и танцевала в Мраморном дворце с сыновьями Константина Романова»…
Эта школа была некой «волшебной страной» для своих воспитанников, вполне самодостаточной и закрытой от невзгод внешнего мира. Но этой идиллии не суждено было длиться вечно. В 1929 году школу признали «настоящим дворянским гнездом»: заведующий А.Г. Ярошевский – бывший царский полковник, сестры Ропп – немецкие баронессы, учительница Ал.В. Кокорина – дочь священника, М.А. Горская – несостоявшаяся актриса. И было принято решение о закрытии школы и о распределении учителей. Для учащихся, успевших привязаться к своим наставникам, это стало большим потрясением. «Елизаветинцы» со слезами на глазах проводили церемонию прощания. Расставались под утро и навсегда…
Посетители выставки смогут ознакомиться с фотографиями, рукописными и печатными дневниками «елизаветинцев», открыть для себя еще немало интересных аспектов, связанных с жизнью и развитием Елизаветинской школы, о работе талантливых педагогов, безвозмездно посвятивших себя выбранной профессии.
Посетители архива на Красноармейском проспекте,11в в Гатчине и виртуальной выставки на сайте администрации Гатчинского района смогут ознакомиться с фотографиями, рукописными и печатными дневниками «елизаветинцев», открыть для себя еще немало интересных аспектов, связанных с жизнью и развитием Елизаветинской школы, работой талантливых педагогов, безвозмездно посвятивших себя выбранной профессии.