Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского в этом году празднует 145 лет со дня своего основания. Внушительный возраст для учреждения среднего профессионального образования. Названное именем русского педагога Константина Ушинского, учебное заведение остается верным его принципу – образование должно идти одновременно с воспитанием.
3 мая 1871 года Государственный Совет рассмотрел представление министра народного просвещения графа Дмитрия Толстого об открытии учительских семинарий в пяти учебных округах, в том числе Гатчинской – в Санкт-Петербургском учебном округе. По задумке государственных деятелей конца XIX века, выпускник семинарии должен был быть способен научить детей читать, считать и писать. Другими словами, дать им начальное образование.
Гатчинская учительская семинария открылась 15 октября 1871 года по решению Государственного Совета, которое было утверждено государем Александром II.
Вызывает восхищение тот факт, что с момента своего открытия Гатчинская учительская семинария, а сегодня – Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского работает до сих пор, и никакие войны, революции и реформы не повлияли на его функционирование. Учительская семинария прошла через все испытания, чтобы сегодня, как и 145 лет назад, готовить учителей для образовательных организаций.
Обучение в семинарии вначале было трехгодичным, с 1909 года – четырехгодичным, принимались только юноши не моложе 16 лет из семей крестьян и мещанского сословия. Так, в 1898 году 53% семинаристов было из крестьянских семей. Общее количество учеников составляло 60-75 человек. Преподаватели семинарии были только мужчины, в основном выпускники СанктПетербургского университета. При семинарии работало начальное училище (базовая школа) с тремя отделениями (классами), в которых работал один учитель.
В 1911 году Учительской семинарии было присвоено имя императора Александра II. Через пять лет для учебного заведения был построен свой дом на Большом проспекте, д. 40 (ныне проспект 25 Октября).
Деятельность учебного заведения была прервана Великой Отечественной войной. Но уже в июне 1944 года Ленинградский областной исполком принял решение о восстановлении Гатчинского педагогического училища. Первого октября 1944 года учебное заведение возобновило свою работу. А уже через год – в 1945 году первые выпускники – педагоги начальных классов приступили к своей работе в школах. В период с 1949 по 1955 годы в стенах педагогического училища учащиеся осваивали новую специальность воспитателей детских домов. Было открыто заочное отделение. В эти годы в Ленинградской области также не хватало учителей русского языка и математики, поэтому выпускников училища нередко направляли на работу и по этим специальностям.
В 1966 году в педучилище открылась новая специальность «Учитель начальных классов – старший пионерский вожатый», а еще через год было открыто отделение по подготовке учителей физического воспитания.
По указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1971 года училище было награждено орденом «Знак Почета» за большие успехи в деле подготовки учительских кадров и в связи со столетием со дня своего основания.
В 1987 году училище отпраздновало новоселье в новом здании на ул. Рощинской, д. 7, где находится и по сей день. В 1991 году педагогическому училищу был присвоен новый статус – высшее педагогическое училище (колледж). В 1994 году после капитального ремонта в бывшем здании педагогического училища на пр. 25 Октября была открыта базовая школа для учащихся начальных классов.
B октябре 2001 года в связи со 130-летием со дня основания колледжу присвоили имя Константина Дмитриевича Ушинского – блестящего педагога, на трудах которого выросло не одного поколение русских учителей.
Коллектив преподавателей Гатчинского педагогического колледжа имени К.Д. Ушинского всегда обладал высокой компетентностью, чувством гражданского долга и преданностью своей профессии. Эти качества преподаватели передают своим воспитанникам.
Все эти догмы сегодня являются основополагающими в Гатчинском педагогическом колледже им. К.Д. Ушинского, где, как и 145 лет назад, сегодня является самым главным – воспитать и обучить по-настоящему народного учителя для детей.