Домашняя работа воспитывает самостоятельность, чувство ответственности. Большинство родителей понимают, как важно развить это у ребенка. Эти качества не даются человеку от рождения, а формируются с годами. Быть ответственным – значит самостоятельно понимать поставленную задачу, принимать самостоятельно решение и осознанно его выполнять. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, знать его характер, не забывать о том, что основные черты закладываются в раннем детстве. Важно при этом учитывать опыт ребенка, предоставлять возможность проявлять самостоятельность и помнить, что все дети нуждаются в положительной оценке их первых успехов.
При выполнении домашнего задания не следует родителям допускать высказываний, способных вызывать негативные мысли у ребенка. Отрицательные оценки: «не умеешь», «не стараешься», «плохо» и так далее – замените оптимистичными: «подумай», «у тебя все получится», «терпение и труд все перетрут»…
Особенности домашней работы состоят в том, что в ней всё реализуется самостоятельно. И здесь важна следующая закономерность: был ли ученик внимательным, ответственным на уроке, на каком уровне его познавательная деятельность. Перед выполнением домашней работы необходимо прочитать записи в дневнике, просмотреть записи в тетради, рисунки, заголовки в учебнике. Затем прочитать текст учебника, разделить его на смысловые части, выяснить смысл непонятных слов, выделить главное, сравнить с рассказом учителя и записями в тетради. Далее обобщить и систематизировать знания и, наконец, проконтролировать себя.
Важно и то, чтобы дети знали, когда лучше учить уроки, как их готовить и при каких условиях.
Кривая работоспособности обучающихся имеет два пика: с 8 до 12 часов и с 16 до 17. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы. В это время и целесообразно рекомендовать детям делать самые сложные уроки. Рациональный порядок выполнения домашних заданий таков: сначала теория, потом практика (при этом очень важно быть ученику внимательным, например, читая задания к упражнению; после выполнения проверить, все ли задания сделаны качественно).
Сначала рекомендуем выполнять менее трудные домашние задания, потом – наиболее сложные и, наконец, легкие. Через 45 минут – перерыв в работе. Необходимо помнить, что санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения домашнего задания: во 2-3 классах – 1,5 часа; в 4-5 классах – 2 часа; в 6-8 классах – 2,5 часа; в 9-11 классах – до 3,5 часа. Следует отметить, что данные нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности, объема домашних заданий.
Важно, чтобы ученик имел при выполнении домашней работы такую памятку:
К 19 часам домашняя учебная работа должна заканчиваться. Ни в коем случае нельзя сокращать время сна. Исследования физиологов показывают, что уменьшение сна только на один час приводит к тому, что со второго, третьего урока ученик становится неспособен к активному учению, а систематическое недосыпание грозит срывом нервной системы. Поэтому очень важно разработать такой режим дня, который бы, сохраняя здоровье ребенка, гармонично, всесторонне развивал его.