Способствовать же этому очень просто: необходимо лишь постоянно беседовать с ребенком, обсуждать все, что волнует его, делиться своими впечатлениями об увиденном. Заглянем в коллектив родителей и детей третьего класса нашей гимназии. Вот уже второй год стало доброй традицией в нашем классном коллективе проводить семейные праздники.
Все началось с того, что во второй класс прибыл учиться новенький мальчик Макар Цветков. Его родители первого сентября, желая со всеми познакомиться, предложили встретиться всем классом и провести спортивный праздник на свежем воздухе. Договорились, что каждая семья принесет свой «фирменный» салат. Встреча всем понравилась, дети соревновались в командах, родители болели за них. В программе были спортивные эстафеты, игры, конкурсы, в том числе с участием родителей. День был насыщен эмоциями, интересными встречами, беседами. Отдохнули вместе и дети, и родители,и учителя, все ближе познакомились. Встреча так понравилась, что родители предложили сделать это традицией.
Знакомые говорили мне:
– Конечно же, проводят встречи, – это ведь «Апекс», они могут себе позволить!
А разве в классе любой школы не найдется пары мячей, ракетки, веревки, другого спортивного инвентаря? Ведь у ребят дома есть и скакалки, и обручи, и мячи. Сколько можно провести игр на свежем воздухе, было бы только желание родителей проводить со своими детьми свободное время, а учитель – всегда вместе с классом.
Встречи стали регулярными, тематически разнообразными: карнавал по мотивам праздника Хеллоуин; пельменная мастерская, где мамы лепили пельмени, папы варили их в чане на огне, а дети расписывали деревянные ложки акварелью. Праздник «Рождественские колядки» по сценарию, разработанному классным руководителем и родителями, прошел в январе. Дети с родителями ходили колядовать, играли в зимние забавы. А на Масленицу был устроен конкурс блинов, заранее приготовленных каждой семьей дома.
Этот учебный год мы начали заочным путешествием в Испанию. Мамы и дети дружно готовили паэлью. А затем, после вкусного обеда, все вместе разучивали танец фламенко. Такие мероприятия теперь каждую субботу, и дети, и взрослые ждут с нетерпением, они стали необходимыми.
Что же изменилось благодаря этим встречам? Класс стал дружным, сплоченным, легче стало разрешать возникающие иногда недоразумения. Родители ближе узнали своих детей, отношения с ними стали более доверительными. Дети учатся сотрудничать со взрослыми, получают ценный опыт взаимодействия и организации коллективных видов деятельности. А как много помогают родители учителю! И это еще не все. Ведь каждая встреча содержит в себе что-то новое для ребенка, расширяет его познания, умения и навыки, формирует метапредметные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.
Наблюдать такие примеры совместного участия родителей и педагога в воспитании детей, подобно садовникам с любовью растящим молодую поросль, всегда важно, значимо и, безусловно, приятно, а результат такого взаимодействия, без сомнения, будет позитивным.