На выставке представлены основные направления современной классической китайской живописи, которую китайцы называют «гохуа». Как объяснил сам хозяин коллекции – гатчинский педагог, профессор Китайского Океанологического университета Игорь Смирнов, «гохуа» означает «наша», «отечественная», в отличие от живописи заморской, западной.
Китайская живопись выполняется исключительно с помощью специально приготовленной туши на особой бумаге. Отсюда происходит и поэтическое понятие «четырех драгоценностей», которые представляют собой не что иное, как четыре составляющих творчества китайского живописца: тушь, тушечница для разведения ее водой, кисть и бумага. Именно вокруг этих «четырех драгоценностей» (которые, кстати, можно даже взять в руки, чтобы рассмотреть поближе) и выстроена вся экспозиция новой выставки.
Традиционная живопись тушью появилась в Китае в III-II тысячелетиях до нашей эры. Поначалу художники работали исключительно черной тушью, позднее стали использовать водяные краски с минеральными и растительными пигментами.
Реальные пейзажи для китайских живописцев не имеют значения, служа лишь отправной точкой для создания самостоятельного произведения искусства. Гохуа – это воспроизведение личного впечатления от увиденного, передача переживаний, эмоций, ощущений художника, возникших во время созерцания пейзажа. Поэтому китайские живописцы не работают на пленэрах. Они долго готовятся – духовно и технически – собственно к акту творчества, но выполнить его должны быстро и точно. Бумага, на которой творят в Китае, особого качества – очень тонкая, пористая, сразу же впитывающая тушь и не терпящая исправлений. Вместо бумаги китайские живописцы часто используют белый шелк, отчего ценность работы значительно возрастает.
Заканчивая свою работу, художник красной краской ставит на ней свою печать, которая представляет собой сложный, уникальный, почти не поддающийся расшифровке иероглифический образ. Не случайны и обрамляющие китайские образы иероглифы, которые обычно представляют собой поэтическое высказывание, дополняющее и углубляющее смысл живописного «изречения».
Как рассказал Игорь Борисович, на этом работа над картиной не заканчивается. Художник относит ее в мастерскую, где на специальном станке с прессом тонкую бумагу с рисунком накладывают на более прочную основу. И уже после этого рисунок обрабатывают по краям шелком. Произведения искусства в итоге представляют собой свитки горизонтального или вертикального формата, которые хранят в фарфоровых вазах и разворачивают лишь в особых случаях – для созерцания и пристального разглядывания, в праздничные дни.
На выставке в галерее «Весна» представлены разные жанры гохуа, выполненные современными китайскими художниками: пейзажи «воды-горы», цветы и птицы, люди. Различаются эти рисунки и стилями, что зависит от манеры художника работать кистью. Для работ, выполненных в стиле гунби (тщательная, прилежная кисть), характерны тщательная детализация предметов, прорисовка образов и контуров (например, работы из цикла «Цветы и птицы»).
Так или иначе, все эти уникальные работы связывает основная, излюбленная китайцами тема: природа, в которой человек занимает лишь очень незначительное место. В отличие от европейской традиции мировоззрения, для которой человек является царем природы, властелином времени и вещей, для китайской он – всего лишь песчинка, микроскопическая частица огромной, необъятной вселенной…
Выставка «Четыре драгоценности» будет проходить в галерее «Весна» до конца марта. Здесь же, на ул. Рощинской, 19, можно будет послушать лекции И.Б. Смирнова, которые будут проходить по следующим дням:
10 февраля (пятница), 17:00. «Символы китайской культуры».
18 февраля (суббота), 14:00. «Император Ци Шихуан и его наследие».
2 марта (четверг), 18:00. «Великий Шёлковый путь: мифы и реальность».
17 марта (пятница), 17:00. «Путешествие в Тибет».