В 1938 году из состава Ленинградской области вышел Мурманский округ, а в 1940 году в нее вошла территория Карельского перешейка – нынешние Выборгский и Приозерскии районы. Финские названия части населённых пунктов сменились на русские.
В 1941 году фашистские войска оказались на территории Ленинградской области уже в первые недели после начала Великой Отечественной войны, а были изгнаны с ее территории летом 1944-го. Большая часть области была оккупирована и значительно пострадала.
Ленинградская битва считается одним из важнейших сражений Второй мировой войны. 900 дней и ночей воины Ленинградского и Волховского фронтов сдерживали на подступах к Ленинграду немецко-фашистские и финские войска. Неувядаемой славой покрыли себя защитники Лужского рубежа, Ораниенбаумского плацдарма, «Невского пятачка», участники легендарной «Дороги жизни», связывавшей осажденный город с Большой землей по льду Ладожского озера. В тылу врага, на оккупированной территории, дерзко действовали партизанские соединения.
Война нанесла Ленинградской области колоссальный ущерб. В оккупированных районах была уничтожена практически вся промышленность. Разорено 16 городов, более четырех тысяч населенных пунктов, многие из которых так и не были восстановлены, уничтожено имущество 1900 колхозов, убиты или угнаны в Германию несколько сотен тысяч ленинградцев и жителей области… В январе 1945 года население области насчитывало 483 тыс. человек, хотя до войны на этой территории проживали 1258 тыс. человек.
И все-таки уже к концу 1946 года большинство предприятий, имевшихся в Ленинградской области перед войной, возобновили свою работу. Вошли в строй две гидроэлектростанции в Светогорске, Нижнесвирская ГЭС, возобновил производство Волховский алюминиевый завод, началась добыча сланца в Сланцах. Важнейшим итогом восстановительных работ стало достижение в 1949 году довоенного уровня промышленного производства. Были приняты меры и по восстановлению сельского хозяйства. К концу 1946 года восстановлено 1167 колхозов, в них построено 13 тысяч жилых домов…
Гатчинский район
В октябре 1938 года Красногвардейск был выведен из подчинения Красногвардейского райисполкома и подчинен непосредственно Леноблисполкому. Был образован исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся, в следующем году были созданы городские комитеты ВКП (б) и ВЛКСМ.
В 1937 году была электрифицирована Балтийская железная дорога, в этом же году электропоезда на станцию Балтийская-пассажирская стали прибывать регулярно.
Известность Красногвардейску и Красногвардейскому району придало их участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 и 1940 годов. За большие достижения ряд предприятий и учреждений были награждены медалями ВСХВ.
С первых дней войны сотни добровольцев обратились в районный и городской военкоматы с просьбой отправить их на фронт, сотни гатчинцев записались в народное ополчение. По данным на август 1941 года в Красногвардейский госбанк в фонд обороны от населения поступило 118068 рублей.
24 июня 1941 года Военный совет Северного фронта и Ленинградский обком ВКП(б) приняли решение о строительстве на южных подступах к Ленинграду Красногвардейского укрепленного района. Десятки тысяч жителей Красногвардейского и ближайших районов, жители Ленинграда ежедневно трудились на возведении оборонительных сооружений.
Первые бомбовые удары немецкой авиации по территории района были нанесены 5 июля. 15 августа началась эвакуация сельскохозяйственного имущества в Вологодскую область, на следующий день Красногвардейский укрепрайон был приведён в полную боевую готовность. Наступление немецких войск на район началось с юга и с запада. 20 августа немцы были остановлены частями ополченцев и немногочисленными кадровыми частями у внешнего оборонительного обвода КУР. Красногвардейск задержал продвижение немцев к Ленинграду более чем на три недели. 15 сентября район был полностью оккупирован фашистскими войсками.
В 1943 году в самом Красногвардейске вместе с эвакуированными сюда жителями из Красного Села, Пушкина и Тосно насчитывалось 25 тысяч человек, а при освобождении осталось менее 2,5 тысяч.
Освобождение района началось 20 января 1944 года. Через три дня, 23 января, указом ПВС СССР «про просьбам ленинградских организаций» город Красногвардейск был переименован в Гатчину, а Красногвардейский район в Гатчинский район. 3 февраля было завершено освобождение Гатчинского района в рамках довоенных границ.
Сразу после освобождения район начал восстанавливаться — заработали колхозы и подсобные хозяйства, открылись школы. 4 февраля прошел первый поезд Ленинград – Гатчина – Волосово.