Некогда Озерешно считалось одной из самых богатых и красивых деревень этой части Вырицкого поселения. Прекрасно оно и сейчас. Раскинувшись вдоль живописно изогнувшегося русла Кремянки с ее притоками, деревня бережно хранит память о былых временах, с надеждой заглядывая в будущее.
Озеречно на Кроменке
Озерешно (Озеречно, Большое Озеречно на Кромене, Озеречно на Кроменке) – старинная монастырская деревня, которая впервые упоминается в новгородских писцовых книгах еще с конца XV века (1499 год). Некогда она в числе многих других деревень входила в древний обширный Георгиевский приход. В древности через эти земли проходил знаменитый сухопутный Водский путь, ведущий на Запад. Во времена Иоанна Грозного эта дорога приобрела государственное значение, получив название Ивангородской.
Начало XVI века стало одним из самых благополучных времен в истории этого края. Происходил хозяйственный и культурный подъем новгородской земли, строились церкви и монастыри. Вдоль Ивангородской дороги один за другим выросли три больших монастыря: самый древний Чащинский Спасо-Преображенский, известный с XV века, Ильинский Череменский и Зверинский Троице-Сергиев. Деревня Озерешно была приписана к Зверинскому монастырю.
Лихие времена наступили с середины 60-х годов XVI века. Опричнина, Ливонская война, голод и смута, стихийные бедствия, Русско-шведская и Северная войны… Обширные земли Георгиевского прихода были практически полностью разорены, ни один из монастырей не сохранился до наших дней.
В шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618—1623 годов деревня Озерешно была обозначена уже как как пустошь Oseretzno Ödhe в Дягилинском погосте Копорского уезда. Вспомним, что так называли запустевшую, заброшенную землю, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев. Пустующие деревни заселялись переселенцами с Карельского перешейка, и часть из них были ижорой. Так, например, к 1848 году, если верить этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П.И. Кёппена, в Озерешно жили одни ижоры — всего 209 человек.
Владельцами земель Георгиевского прихода были многие помещики: Обольяниновы, Дашковы, Строгановы, Голицыны, Мекленбург-Стрелицкие. Эти места до революции считались богатыми и процветающими. В 1913 году в деревне Озерешно насчитывалось 86 дворов. Здесь были водяная мельница, кузница, земское училище. До сих пор сохранилась старинная мощеная дорога, проходящая некогда от железной дороги через Озерешно на фабрику в деревне Тарасино.
Какой была деревня в советские времена, что в ней происходит сейчас, о чем мечтают ее жители, рассказал нам староста Озерешно Олег Белов.
Каждый год – по новому дому
Олег Владимирович Белов – уроженец Озерешно. Строитель по профессии, в трудные времена работал на Севере. Последние годы живет в родной деревне постоянно, прикладывая все силы к ее процветанию.
Вместе мы проходим по деревне в сопровождении рыжей западно-сибирской лайки Грома.
— Все дома в деревне были такого вот плана – пятистенки, – староста показывает на одну из изб, стоящих над рекой. – Есть и избы дореволюционной постройки. Многие из них сохранились, но сейчас перестроены или обшиты. В некоторых домах сохранилась уникальная каменная кладка. А в этом розовом доме когда-то размещалась контора совхоза «Искра». В одной из изб была аптека… А здесь был клуб: как сейчас помню: 5 копеек стоил киносеанс для детей…
Детей в те времена в деревне было много. Мама Олега Владимировича работала учительницей в большой Озерешинской школе-восьмилетке.
— В нашу школу ходили дети со всех близлежащих деревень – из Новинки, Ольховца, даже из Нестерково, – вспоминает староста. – Только в одном моем классе было двадцать четыре человека – четыре девочки и двадцать парней.
В 1990-е годы все уцелевшие совхозные дома перешли в частные руки. От школы остался один фундамент, а на пришкольном участке уже выросли три дома. О школе напоминают лишь остатки яблоневого сада и ведущая к ней березовая аллея…
Нет школы – нет и детей, не считая тех, кто приезжает сюда летом на каникулы. Сейчас в деревне 115 дворов. В основном здесь живут те, кто связан с Озерешно родством. Многие, выходя на пенсию, селятся здесь навсегда, как и сам староста.
Как рассказывает Олег Белов, обратно в родную деревню потянулись почти все его одноклассники, многие из которых стали состоявшимися, обеспеченными людьми. Вернувшись, люди решили вкладывать свои силы и средства в процветание деревни. В этом, кстати, староста видит главное отличие Озерешно от других деревень. Деревня словно законсервировалась в своей исторической реальности, но при этом продолжает развиваться и хорошеть.
— Мало что меняется здесь, и все же последние пять лет у нас здесь ежегодно строится по новому дому, – говорит Олег Владимирович. – Люди приезжают сюда жить. При этом – редчайший случай! – новоприбывшие адаптируются все, перевариваясь в деревенском котле. На деревенские сходы собирается человек под девяносто – практически вся деревня! Все здесь делается совместными усилиями. Деревня начала возрождаться…
Электричество, река, дороги…
Современная история Озерешно подтверждает давнее наблюдение: чем дальше деревня от центра, тем самостоятельнее и активнее ее обитатели.
Удаленность от центра порождает главную проблему любой деревни – отсутствие работы. Здесь не ходят автобусы, ближайшая железнодорожная станция – в трех километрах, в Новинке. Магазина тоже нет. Все необходимое в деревню привозит автолавка, а всем остальным обычно запасаются в магазине в той же Новинке. А деревня Озерешно между тем живет, мечтает и реализует свои мечты одну за другой.
— Когда меня выбрали старостой, я поставил себе три задачи: электричество, река и дороги, – говорит Олег Владимирович. – За электричество я бился пять лет. Проблема была страшная… Первое, что сделали – скинулись и купили «бэушный» трансформатор на 250 киловатт. После подачи заявлений на увеличение мощности нас включили в план и уже прошлой весной провели реконструкцию. Сейчас у нас все в полном порядке: работают две мощных подстанции по 400 киловатт каждая. В деревне – прекрасное уличное освещение, все сделано грамотно и хорошо: с учетом постепенного расширения деревни — хватит всем.
— Еще 7-8 лет назад от деревни до нашего кладбища было не дойти, – вспоминает староста. – Первое, что сделали – в отводной канал положили трубу и обустроили дорогу, а потом закатали ее асфальтовой крошкой. Сейчас у нас на кладбище можно в туфельках пройти… У нас прекрасные отношения с администрацией Вырицкого поселения – помогают, чем могут. По закону о старостах нам каждый год дают щебенку – тоже неплохое подспорье для нас…
Церковь во имя Иоанна Предтечи
Новенькая бревенчатая церковь установлена в самом центре деревни, на высоком берегу Кремянки — взамен утраченной часовни. Этот небольшой храм был построен в рекордные сроки по инициативе Олега Белова. Как говорит он сам – буквально на одном дыхании.
Судите сами. 8 мая 2016 года епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном был совершен чин освящения фундамента, а уже спустя полгода, 3 декабря, освятили и саму церковь.
- Здесь в каждую деталь, каждую мелочь столько души вложено, – говорит староста. – Посильную помощь в строительство храма вносил каждый. Самое главное – формирование общины, которое происходило буквально на глазах. Община – это совсем другое отношение ко всему, что происходит на родной земле. Поразительно изменились люди за время строительства церкви! В субботниках на строительстве церкви участвовали даже те, кто не считает себя верующим, настолько для людей это было важно.
Церковь во имя Иоанна Предтечи приписана к Вырицкой церкви Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Получилась она на удивление красивой.
— Ее рубили мои старые друзья из Архангельской губернии, лучшие мастера России, – говорит Олег Владимирович. – Здесь таких мастеров и близко нет. Самые красивые дома в деревне срубили они…
Внутри церкви очень тихо и очень тепло. В камине горит огонь. Внутреннее убранство храма еще не доведено до конца, но икон уже много, причем почти у каждой из них – своя особая история.
В конце 1950-х годов, когда была разрушена последняя озерешенская часовня, местные жители не дали пропасть иконам, разобрав их по домам. Самую главную из них – икону Серафима Саровского – сохранила Марина Николаевна Мельникова. Именно эта икона стала «сердцем» одноименной церкви в соседнем поселке Чаща, построенной в 2002 году. По словам старосты, в Озерешенской церкви непременно появится ее список.
Словно в утешение верующим, во время паломнической поездки в январе этого года на подворье Горненского монастыря в Иерихоне (Палестина) ими была обретена новая святыня – икона Христа Вседержителя с вложенными в нее частицами мощей тридцати святых. 4 февраля в храме был совершен торжественный чин освящения уникальной иконы.
Работы в храме пока еще не закончены: нужно завершить внутреннюю и внешнюю отделку, установить купол. Купол, кстати, по словам Олега Белова, взялась поставить депутат Законодательного собрания Ленобласти Людмила Тептина, которая очень трепетно отнеслась к строительству новой церкви.
— Я всем говорю: кто хочет побыть один – приходите, я открою. Посидите, о чем-то своем подумайте… – говорит староста.
24 сентября 2017 года в Озерешно состоится великое освящение нового храма. Церковь еще не достроена, но ее духовная история уже началась.
— Сразу после того, как мы освятили храм, прибежала наша тетя Женя. Там, говорит, бабушка Тася, сил нет, как хочет в церковь, никогда не была там… – рассказывает Олег Владимирович. – Спрашиваю: что значит – никогда? Подхожу к отцу Артемию, который здесь служил в этот день. Он говорит: «Не могу причастить, Святые дары закончились…». И вот отец Артемий поехал в Чащинскую церковь, за Святыми дарами.
Всем миром
У каждой деревни – свой голос, свое лицо, свое прошлое и будущее. В этот день деревня Озерешно говорила с нами голосом старосты Белова. Свой просветлевший лик она явила будущему, вернув себе часовню, построенную «всем миром».
Одна из деревенских дорог упирается в лес. Лесные угодья – болезненная тема для местных жителей.
— Леса не осталось – весь уничтожен и вырублен. Какая-то часть гибнет в пожарах, остальное доделывают люди, – говорит староста. – Рубит Чащинский лесхоз. Причем, страшно не то, что он рубит, а то, что не восстанавливает. Недавно мы собрали сход старост из всех окрестных деревень, приняли решение: организовать группу по борьбе с вырубкой леса. Сейчас будем выходить на областное правительство…
По укрытым снегом ступенькам спускаемся вниз, к Кремянке. Кое-где на ее берегах приютились небольшие баньки. С этой стороны моста река укрыта толстым слоем льда. Колдует над прорубью одинокий рыбак.
Староста показывает небольшой родник под речным берегом.
— Сколько себя помню, родник был здесь всегда, – говорит он. – Летом мы его отреставрируем, построим здесь красивую деревянную лестницу, сделаем площадку с раздевалкой и купель для крещения.
Проходя через мост обратно, Олег Белов озабоченно смотрит на воду, которая в этом месте не замерзла до конца. Слышно, как под мостом журчит вода. Я думаю – как это красиво, а он, как выясняется, думает совсем о другом.
— Мне кажется, вода в реке мутновата, говорит он. – У меня вот уже пять лет, как война идет – с Лужским карьером. Они все время сливают воду в реку. В детстве мы раков ведрами ловили. Сейчас песок забивает русло, закрывая и все норы раков и налимов. Они перестали существовать. Река обмелела, загубили ее полностью… Ну ничего – с электричеством и дорогами разобрались, и с Лужским карьером разберемся.
— Нам надо как-то выживать, создавать рабочие места для местных жителей. Рассчитываем лет через пять организовать пожарную часть, которая здесь совершенно необходима. Будем поднимать сельское хозяйство. Неподалеку есть большая ферма – 120 коров, несколько коров есть у меня. Со временем хотим создать ТОС (территориальное общественное самоуправление). Но самое главное – Новинские озера…
Как говорит староста, знаменитые Новинские озера (Новинский карьер) находятся всего в одном километре от деревни, если идти по прямой. Одно из лучших мест для отдыха на всем Северо-Западе, сейчас, по его словам, превратилось в большую помойку, которую надо убрать.
— Пока эти озера числятся как лесной фонд, то есть находятся в федеральной собственности, сделать ничего нельзя, – объясняет Белов. – Чтобы спасти их, есть только один выход – включить их в состав населенного пункта, в деревню Озерешно. Мы даже создали некоммерческую организацию, которая будет этим заниматься. Наша задача – не зарабатывать, а спасти эти места. Если это получится, то через два-три года там будет курортная зона, будут и новые рабочие места…