…Сократ считал, что сновидение – это внутренний голос, к которому надо обязательно прислушиваться.
Представители древнего племени зулу были уверены: когда человек засыпает, его душа выходит из тела и бродит в мире духов, и нет ничего страшнее, чем вымазать спящему лицо – тогда душа не узнает своего обладателя и останется неприкаянной…
Ближе всех к истине были древние китайцы, которые считали, что существует два типа сновидений: из внутреннего мира человека и из внешнего. С внешним все довольно просто: например, если к ногам спящего приложить горячую грелку, ему может присниться, что он ходит по раскаленным углям. С внутренним миром гораздо сложнее… И тут без психоанализа – никуда.
Председатель гатчинского отделения Федерации психологов образования России Сергей Калягин посоветовал всем ознакомиться с небезызвестной работой Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» и вкратце довел до сведения аудитории основные постулаты «сонника Фрейда».
Сны цензурные
Можно ли говорить о пророческих сновидениях – вопрос спорный, и отношение к «вещим снам» исключительно субъективное. Но есть в толковании сновидений и рациональное зерно. Например, человеку, терзаемому голодом и жаждой, будет навязчиво сниться застолье.
Но такие «прямолинейные» сны посещают нас не всегда. Чаще видение подается в завуалированном и, возможно, щадящем виде. Как рассказал Сергей Анатольевич, механизм, который пытается сделать сновидение удобоваримым для психики, называется цензурой. У нее есть три основных метода. Первый: мысль выражается через образы. Второй – сгущение: несколько образов сливаются в один. И третий метод, благодаря которому сновидение становится очень странным: важная мысль заменяется каким-то универсальным символом, причем в разных культурах эти символы будут разными. В качестве примера психолог привел историю американки, которую преследовал один и тот же сон: она вносит в свой дом с улицы почтовый ящик. Ее психоаналитик растолковал сновидение так: слова «почта» (mail) и «мужчина» (male) в английском звучат, практически, одинаково, а эта гражданка мечтала устроить свою личную жизнь. Вот и разгадка: по воле подсознания она вносила к себе домой «мужчину» в образе почтового ящика. Хотите – верьте, хотите – нет.
В подтверждение того, что у каждого человека – свои символы, руководитель методического объединения педагогов-психологов Михаил Иванович Трошагин поделился своим опытом психоанализа. На прием пришла сельская учительница, которую мучил сон: туман, пенек, на пеньке – три рюмки, и голос завхоза ей говорит: «Чего стоишь? Давай выпьем!». Она выпивает и видит на дне рюмки макаронину. Ей становится неприятно, и она просыпается. Психолог задавал массу вопросов – все безрезультатно, пока не попросил женщину нарисовать то, что она видит во сне. И она нарисовала рюмку с макарониной в центре: круг, внутри которого – вытянутый прямоугольник. Получился «кирпич» – знак «Стоп». Дама разразилась слезами: оказалось, из-за серьезных домашних проблем она стала выпивать в одиночку, и подсознание послало ей предупреждение.
Упала во сне? Желанное грехопадение
Однако Фрейд всегда заострял внимание на том, что символы зависят от культуры и уникальны для каждого человека. Например, в «соннике Фрейда» есть такое толкование: если снятся король с королевой, символизирующие почет и уважение, значит, речь идет о ваших родителях. Но в современном мире мы с трудом можем представить, что кому-то приснится королевская чета… Также все слышали про удлиненные предметы, лестницы и прочие «фрейдистские» атрибуты – и тут прослеживается субъективизм. В частности, лестница в небольшом особняке Фрейда вела на второй этаж – в спальню… Возможно, отсюда и ассоциации.
Отвечая на вопросы слушателей, Сергей Калягин заметил, что многие символы сонников, написанных на другом языке, в переводе на русский теряют свое значение. Если летаешь во сне: Фрейд считал, что это связано с детскими переживаниями, когда ребенка подкидывали. А может быть связано с желанием роста, желанием возвыситься. Падение с высоты во сне Фрейд трактовал как желанное грехопадение – для женщины.
Переключая каналы
Педагог-психолог Сиверской гимназии Анастасия Законова поделилась своим опытом решения детских проблем из-за ночных кошмаров. И опыт этот весьма успешный. Психолог просит ребенка нарисовать свой страшный сон, а потом добавить к рисунку детали, делающие его не страшным, а смешным или просто безобидным. Так ночной «ужастик» нейтрализуется не только на бумаге, но и в жизни. Причем метод работает в любом возрасте. Восьмиклассница постоянно видела во сне фигуру, надвигающуюся на нее из тоннеля, и с каждым разом – ближе и ближе. Девочка боялась, что когда этот силуэт приблизится вплотную, с ней случится что-то ужасное. Психолог посоветовала ей нарисовать на пути зловещей фигуры …розового котенка, который ее защитит. И кошмар отступил. Аналогичным образом справились с динозавром, преследующим во сне второклассницу (пририсовали ему бороду), с монстрами из компьютерных игр, мешающими спать шестикласснику (на рисунке сделали из них карикатуру). Как рассказала Анастасия Ваграмовна, многим ребятам помогает «переключение каналов»: нужно представить свой сон в виде телепередачи – и переключиться на что-нибудь доброе и светлое. Отсюда, кстати, рекомендация родителям: телевизионные и компьютерные каналы, по которым к детям поступает устрашающая информация, надо вовремя перекрывать.
И еще один – очень важный совет психолога. Самые интересные сны снятся в быструю фазу (которая чередуется с медленной). Под утро быстрые фазы повторяются, и каждая последующая становится длиннее. Но вот этот быстрый – утренний – сон очень важен для организма, и сокращать его нельзя. Если ложиться спать за полночь, утренний сон наступает позже и прерывается звонком будильника на самом интересном месте: человек не высыпается.
Вспомнить всё
Если вы психолог, Сергей Калягин советует расшифровывать сон по методу свободных ассоциаций. Человек записывает сон, а вы по каждому элементу задаете проясняющий вопрос: что бы это значило? Очень важно, чтобы ответы были спонтанными.
Если вы не психолог, все равно записывайте свои сновидения и через некоторое время попытайтесь проанализировать каждый элемент.
Важный момент: если вам снится несколько сновидений за ночь, как правило, психоаналитики их рассматривают как одно большое сновидение.
По поводу диагностики заболеваний по сновидениям Сергей Анатольевич выразил сомнение: это очень сложно и недостаточно надежно. Но как дополнительный инструмент – почему бы нет? Так, психоанализ полагает, что депрессия связана с необузданным гневом, который человек, в итоге, направляет на самого себя. Сновидения, как правило, очень агрессивные: сам сновидец агрессор, либо на него нападают. И чем более размыты фигуры во сне (тени, кляксы), тем тяжелее депрессия. По мере излечения персонажи сновидения принимают более четкие контуры.
Сновидения же, в которых человек видит себя или других без кожи, либо сам во сне распадается на части – характерный симптом психического заболевания, в частности, шизофрении. Но, важно: эти индикаторы хороши только как дополнительное средство диагностики и запросто могут иметь место в сновидениях совершенно здоровых людей.
А главное, как заметил психолог: в процессе толкования мы имеем дело с воспоминанием о сновидении, и тут зачастую работает вытеснение, которое не дает нам чего-то вспомнить. И вот эти пробелы – как раз самые важные.