(Продолжение. Начало в № 134 от 24.11.2016 г., № 146 от 22.12.2016 г., № 6 от 26.01.2017 г., №12 от 16.02.2017 г.)
Летопись жабинской земли связана с героическими страницами истории Великой Отечественной войны. Кровопролитные бои с фашистскими захватчиками проходили в этих местах в августе 1941 года, когда курсанты Ново-Петергофского военно-политического пограничного училища имени К.Е. Ворошилова в течение нескольких дней насмерть сражались здесь с противником.
Все ближе продвигались гитлеровцы к Ленинграду, они форсировали реку Лугу и вышли на Кингисеппское шоссе. Согласно приказу командующего Северного фронта, 17 августа 1941 года для остановки войск противника и прикрытия стратегических подступов к городу на территории Ломоносовского, Волосовского и Гатчинского районов были направлены сформированные из числа курсантов-пограничников батальоны.
В этих оборонительных боях, под прикрытием других подразделений Красной армии, курсанты проявили смелость и героизм. В боевых действиях особо отличился 1-й батальон училища, которым командовал майор Н.А. Шорин. Благодаря разведывательной деятельности, воспользовавшись нерешительностью врага, он атаковал его. 19 августа батальон сумел выбить фашистов из захваченных накануне деревень: Большое и Малое Жабино, выдвинуться вперед, занять оборону и сдерживать наступление немцев. Курсанты несколько раз совершали дерзкие вылазки в тыл противника, а 24 августа боевая группа разгромила штаб фашистов и уничтожила много военной техники у деревни Волгово (ныне – Губаницкое сельское поселение).
Более десяти дней подразделения батальона удерживали наши рубежи, не давая фашистам продвигаться вперед. 30-го августа последовал приказ командира Кингисеппского укрепрайона дальнейшее продвижение вглубь противника прекратить: слишком большим был риск попасть в окружение. Курсанты были вынуждены отступить и занять новую линию обороны.
Велики были за эти дни потери наших войск. Только в районе Большого и Малого Жабино погибло по неполным спискам 157 бойцов. «Подвиг курсантов-чекистов трудно переоценить. Задержав продвижение немцев на Кингисеппском шоссе, они дали возможность Красной армии перегруппировать отходящие части», – так охарактеризовал их боевые действия секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Кузнецов.
Среди участников этих героических событий была Вера Михайловна Фелисова, в девичестве Царёва (1923-2005 гг.). До войны она с родителями жила в Новом Петергофе, окончив курсы сандружинниц, в августе 1941 года стала бойцом 1-го батальона НовоПетергофского военно-политического пограничного училища, в мирное время готовящего политработников для пограничных войск. В сражениях под Жабиным и в других населенных пунктах, оказавшихся на передовой, она выносила раненых с поля боя, делала перевязки курсантам, ходила в разведку, участвовала в боевых действиях.
Рассказывая о военных событиях, следует вспомнить мирный подвиг жабинских колхозников, которые незадолго до прихода в деревню немцев сумели угнать в Вологодскую область большое стадо породистых коров. Враг несколько раз бомбил и обстреливал дорогу. В выполнении этого задания приняли участие молодые девушки: Мария Федорова, Варвара Васильева и Любовь Хомутова. Стадо было сдано в один из колхозов.
Благодаря поисковой работе по теме «Гатчинский край в годы оккупации» удалось узнать, что в деревне Новое Жабино осенью 1941 года фашисты устроили концлагерь для наших военнопленных. По воспоминаниям старожилов, в нем содержалось примерно пятьдесят человек. Узников немцы жестоко эксплуатировали на лесозаготовках и строительстве дорог. Через некоторое время оставшихся в живых узников перевели в Шундровский концлагерь, располагавшийся на территории Ломоносовского района.
23 января 1944 года Большое Жабино было освобождено от захватчиков. Перед нашими воинами предстала нерадостная картина искалеченных, покрытыми окопами и воронками полей, разорённого колхоза и практически мертвой деревни: осенью 1943 года многих жителей деревни немцы угнали в Прибалтику для работы на хуторах. На месте многих домов угрюмо смотрели в небо печные трубы.
На территории Жабинского сельского совета за годы фашистской оккупации было разорено 107 личных хозяйств, разрушено 70 общественных зданий, уничтожено более 600 единиц крупного и мелкого инвентаря, угнано 118 лошадей, похищено 490 тонн сена, 350 центнеров картофеля, 575 центнеров зерна. Выявлением убытков, причиненных врагом, занималась после освобождения этих мест специальная комиссия. Общая сумма потерь Жабинского колхоза составила 15,3 млн рублей. Однако жизнь на селе надо было как-то восстанавливать…
В 1969 году в деревне Большое Жабино силами совхоза «Большевик» на братской могиле погибших воинов был создан мемориал Воинской славы. На мраморных досках увековечены имена 131 бойца. Всего же по сведениям ОБД «Мемориал» здесь покоятся 157 павших бойцов – 25 имен остаются неизвестными. Впоследствии рядом с мемориалом появился памятный знак жителям Жабино, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Всего в 1941 году защищать родную землю из этой деревни ушло на фронт 32 человека.
Среди павших на полях сражений можно вспомнить сына председателя колхоза «Большое Жабино», летчика, старшего лейтенанта Павла Петровича Васильева, погибшего, сражаясь с фашистскими стервятниками в небе над Украиной; танкиста Александра Александровича Федорова, стоявшего насмерть на подступах к Ленинграду и погибшего на Пулковских высотах. Не вернулись домой сыновья колхозного конюха – братья Владимир, Николай и Алексей Кунелины. Вернулись после Победы и восстанавливали колхозную жизнь: Павел Евсеевич Гаврилов, Владимир Дмитриевич Корнеев – участник штурма Берлина, Дмитрий Григорьевич Владимиров, Петр Сергеевич Семёнов – участник освобождения Праги, Николай Алексеевич Алексеев и другие. Все они потом трудились в совхозе «Большевик».
Еще одно памятное событие произошло здесь в мае 1986 года: в День Победы на здании начальной школы в д. Большое Жабино была открыта мемориальная доска, увековечившая память героев-пограничников. Их именем названа центральная улица деревни.
(Окончание следует)