Коллектив уже не первый год радует зрителей и жюри своими миниатюрными постановками. Вот и в этот раз в программке, что была представлена жюри, значилось, что работа создана по мотивам поэмы С. Есенина «Пугачёв» и театральной постановки Ю. Любимова. Это было очень важное уточнение. Использование новаторских находок Юрия Любимова на подобном конкурсе было очень смелым решением М.Ю. Солонникова. Однако подкупало то, как точно выбрана постановка в 2017 году, когда поэме Сергея Есенина «Пугачёв» исполняется 95 лет со дня её первого опубликования, причём, отдельной книгой, а год назван Годом истории в Ленинградской области.
Сам автор очень любил свою поэму, долго и кропотливо работал над её созданием, сам читал её перед коллегами и историками. И было очень понятно желание руководителя и участников школьной театральной студии обратиться к истории, поведать об исторической фигуре Емельяна Пугачева.
На мой вопрос, почему выбор пал на поэму «Пугачёв», Михаил Юрьевич ответил: «Но не сказку же сегодня ставить». Как когда-то добавляла скорби в душу поэта умирающая деревня, так и сейчас другой поэт «неподражаемо взбунтовался». Не Екатерининский век он хотел со студийцами показать на сцене, а мятущийся двадцать первый век. Да руководитель и студийцы и не пытались воспроизвести историческое время, они выплеснули на сцену сомнения, тревогу, негодование, непонимание ряда проблем и одиночество своего поколения. Они представили миниатюру, где показана удаль и бесстрашие, одиночество и трагизм и понимание, что силой построить рай невозможно.
Украшением постановки явились монологи Пугачёва (Владимир Амбаров) и Хлопуши (Александр Тойкка) с красноречивым возгласом: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека». Они как нельзя лучше подтверждают их желание «новой жизнью жить». Они выросли из обреченности бунта, но Емельян борется: «Где ж ты? Где ж ты, былая мощь? Хочешь встать – и рукою не можешь двинуться! Юность, юность! Как майская ночь, отзвенела ты черёмухой в степной провинции,.. Боже мой! Неужели пришла пора? Неужели под душой также падаешь, как под ношей? А казалось…, казалось ещё вчера… Дорогие мои, дорогие… хорошие…».
И всё это студийцам – Ирине Загрудиновой (императрица), Ксении Чебыкиной (Храповицкий), Александру Сацкевич (Подуров), Владиславу Семченкову (Зарубин), Валерии Деминой (дворянин) и Владимиру Ткаченко (сторож) – удалось показать с использованием неповторимой есенинской рифмы, повторяющихся рефренов и юношеским желанием поделиться со зрителями своим прочтением и пониманием этой лучшей поэмы Сергея Есенина.
Ничто не могло остановить их в этом стремлении, но, похоже, что конкурс этого года был явно ориентирован на Год экологии в России, с его эстетикой, флорой и фауной. Однако жюри отметило исполнение роли Пугачёва Владимиром Амбаровым, как лучшую мужскую роль, с чем мы его от души и поздравляем.