Центральным и постоянным экспонатом нового культурного центра стал макет Гатчины конца восемнадцатого века, выполненный краеведом, историком, архитектором Александром Сёмочкиным. Свой проект автор посвятил 220-летию города.
«Ингербург» занял довольно большое пространство на третьем этаже «Кубуса». Здесь много света и воздуха, в которых зачастую так нуждаются масштабные выставочные и другие культурные мероприятия.
В центре небольшой подиум с размещенным на нем макетом Гатчины образца 1796 года, даты основания города. Все параллели, соответствия и расхождения с нынешней реальностью можно проследить благодаря подробному указателю. Макет выполнен из подручных материалов — дерева, пластика, кусочков коврового покрытия и даже миниатюрных шишек хвойных деревьев. Автор макета, Александр Семочкин, решил не придерживаться определенного масштаба, желая отразить общие идею и вид новорожденной Гатчины.
Свою работу Александр Семочкин назвал «посильной реконструкцией того, как могла бы выглядеть Гатчина в середине 1790-х годов, когда Павел I еще не стал императором, но был уже владельцем этого города». В то время Гатчина была в несколько раз меньше современной, занимая лишь небольшое пространство между нынешней улицей Чкалова и административным центром.
Продумывая этот проект, его создатель пытался следовать картам, рисункам и архитектурным планам того времени. Однако, как считает Александр Александрович, настоящий макет нельзя рассматривать как историографический документ, поскольку, в силу недостаточности изобразительных материалов, многое в нем пришлось додумывать. Несомненная ценность этой работы в том, что в ней показаны некоторые утраченные объекты — например, крепость Ингербург, Аптекарские огороды Блюментроста или сады Натальи Алексеевны, сестры Петра Великого.
Идея сделать этот макет пришла к автору неслучайно. Знаток и пылкий исследователь родной истории, Александр Семочкин постоянно подчеркивает глубокую, колоссальную связь Гатчины с отечественной историей, начиная еще со времен Новгородской республики.
- Мы обладаем «жемчужиной» невероятной красоты и значимости, – считает Александр Александрович. – Наверное, нигде больше в нашей стране нет такой концентрации памятников истории архитектуры, искусства, истории и природных памятников, как у нас… Мы с вами должны отчетливо понимать, что начало громадной Российской империи, ее уникальной культуры и цивилизации было положено именно здесь, в ее Северной столице. Именно здесь произошло смешение трех великих этносов – славян, германцев, местных финно-угорских народностей, давшее начало громадному государству. Все эти три компонента присутствуют в крови каждого из нас. Мы – носители воплощенной мечты всех этих народностей, огромной, величественной и прекрасной, и Гатчина стала символом этой мечты.
Заметим, что в день открытия «Ингербурга», в субботу 25 марта, в Санкт-Петербурге произошло еще одно знаковое для Гатчины событие: в Петропавловской крепости был произведен полуденный выстрел в честь нашего города и в ознаменование начала празднеств юбилея Ленинградской области. Этот выстрел доверили произвести именно Александру Семочкину, автору проекта «Павловская Гатчина».
Открытие макета стало первым, но далеко не единственным событием первых дней существования нового арт-пространства.
26 марта в новом арт-пространстве прошло первое публичное мероприятие, организованное Музеем истории Гатчины – традиционный Историко-краеведческий салон, в котором приняли участие гатчинские писатели, историки, краеведы, музейщики. Перед гостями салона в этот день выступили такие известные собиратели и хранители истории Гатчинской земли, как Андрей Бурлаков, Валерий Мачульский, Владислав Кислов, Екатерина Потоцкая, Ростислав Мацегоро и многие другие. В этот же день в «Ингербурге» состоялся первый концерт, который дала фолк-группа «Корела».
Помимо выставок и масштабных культурных проектов в арт-пространстве «Ингербург» будут проходить мастер-классы для детей и взрослых, творческие встречи, театральные представления и кинопоказы.