По традиции перед церемонией открытия директор гатчинского кинофорума Анна Моденова, члены жюри и гости пообщались с журналистами. Высокая просветительская миссия фестиваля располагала к размышлениям о вечном, философским изречениям, неспешным дискуссиям о прошлом, настоящем и будущем отечественной литературы и кино. Говорили об ожиданиях новых открытий и радости встречи: половина жюри, как и большая часть журналистов, уже не первый год работает на кинофестивале. За двадцать с лишним лет взаимоотношения стали практически родственными: если и журят друг друга – то по-семейному.
Жюри конкурсного показа возглавил известный кинорежиссер Андрей Эшпай. Его фильм «Впотьмах», снятый по мотивам одноименной повести А.Куприна, собрал самое большое количество наград XX юбилейного кинофестиваля в Гатчине. Еще в первый визит на кинофестиваль режиссера поразил полный зал заинтересованных и внимательных зрителей, с уважением относящихся к работе автора. Он надеется, что диалог между зрителями и авторами сохранится.
Писатель Владислав Отрошенко отметил, что «Литература и кино» – совершенно уникальный фестиваль, который позволяет увидеть шедевры, – «ведь именно шедевры создаются на стыке литературы и кино».
«Приятно перейти из участника кинофестиваля в члены жюри, это для меня большая честь, – признался писатель. – Хотя честно скажу: на самом деле те два года, когда я приезжал в качестве участника, для меня очень дороги. Выступая в библиотеках Гатчинского района, а часто это были очень бедные библиотеки, со скромной обстановкой, я увидел настоящего читателя, который хочет читать, который читал мои книги. Приезжаешь в глубинку и видишь, что люди тебя знают, встречают тепло, задают вопросы. Эти незабываемые встречи останутся у меня навсегда в памяти».
Композитор Алексей Шелыгин нацелился оценить творческое взаимодействие режиссера и композитора. Оператор-постановщик Сергей Юриздицкий будет искать в представленных на конкурс картинах операторский почерк и новые интересные решения. 70-летний мэтр относит себя к авангардистам, мечтающим «сломать хребет старому кинематографу». Его посыл молодым: «Только не снимайте посредственно!»
Стало ли легче отбирать кино для фестиваля? На этот вопрос Светлана Хохрякова, которая возглавляет отборочную комиссию кинофестиваля, заявила, что ситуация катастрофическая. Еще в прошлом году говорили, что через год отбирать экранизации будет сложнее. И тот вердикт, который вынесло жюри во главе с Сергеем Урсуляком, был честным и объективным. Документальное кино царило на кинофестивале и по числу наград победило игровое.
«В этом году с документальными картинами не было проблем, с игровым – дело совсем плохо, – сказала Светлана Хохрякова. – Это связано не только с качеством картин, но и с нежеланием многих авторов давать свои картины на кинофестивали. Сейчас готовы две «Анны Каренины» – Шахназарова и Грымова. Они скоро выйдут в прокат. Но невозможно договориться с прокатчиками. Есть страх людей, у которых определенный статус и вес в обществе. Они боятся участвовать в конкурсе. Есть новые картины, которые нас бы очень заинтересовали, они бы украсили наш кинофестиваль, но авторы ждут, что их отберут на Каннский кинофестиваль, в Берлин, Венецию или на «Кинотавр». И хотя 90% картин туда не попадут, они все равно не дадут их на другие кинофестивали. Кроме того, наши творцы боятся, что информационный повод будет не вовремя. Они хотят, чтобы все силы на картину были брошены тогда, когда продаются билеты. И не раньше».
Известный художник Владимир Яшке представил свою коллекцию работ, выполненных в графике. А его самого – петербургский коллекционер Алексей Родионов. Работы художника находятся в лучших музеях нашей страны и в частных коллекция по всему миру. Новые творения раскупаются прямо из студии. К слову, в рамках специального показа был продемонстрирован фильм о судьбе и работах Владимира Яшке «Безумие рая» режиссера Даниила Бондаря.
Также была открыта экспозиция «Г.А.В. Траугот. Книжные иллюстрации», в которой собраны рисунки известных петербургских художников, сделанных по произведениям Набокова. Кстати, эти работы хранятся в музее «Рождествено».
Торжественную церемонию открытия посвятили 85-летию со дня рождения кинорежиссера Андрея Тарковского. Лейтмотивом театрализованного пролога (режиссером которого стал Даниил Мкртчян) был выбран один из самых непростых фильмов из его творчества – картина «Андрей Рублев». Перед зрителями выступили артисты театра и кино Евгений Капитонов и Владимир Колганов, а также воспитанники Гатчинского образцового коллектива танцевально-спортивного клуба «Эльдорадо».
Ведущими церемонии открытия стали актеры Анна Миклош и Юрий Балтачев.
Гостей и участников фестиваля приветствовал председатель читательского жюри писатель Сергей Есин.
«После такого философского пролога, где было привлечено самое сильное в мире слово, самые точные библейские формулировки, сложно сказать что-то оригинальное, – признался председатель читательского жюри Сергей Есин. – Наше читательское жюри будет «журить» фильмы в соответствии с библейскими законами, которые были озвучены в прологе – мы будем судить вас по любви».
Народная артистка России Татьяна Догилева поделилась своими воспоминаниями о режиссере Эльдаре Рязанове. Актриса рассказала, как настойчиво добивалась съемок в его фильмах, о большой роли, которую он сыграл в ее жизни, как снял ее в трех своих картинах. «Для нашего поколения Эльдар Рязанов – абсолютный бог. Он был одним из самых читающих людей, которых я встречала в жизни, любил читать стихи, сам сочинял. Он был прекрасен. Сняться у него – значит, получить счастливый билет в профессию. Так у меня и случилось», – сказала Татьяна Догилева.
Актер театра и кино, певец, режиссер, кинопродюсер, заслуженный артист России Гоша Куценко сообщил зрителям, что всю дорогу читал Интернет – события в мире тревожные. А оказавшись в Гатчине, на кинофестивале, смог окунуться в другой мир, где есть любовь, искусство и творческие люди. «Для меня – честь присутствовать здесь», – подчеркнул актер.
На фестивальном вечере творческие подарки делали сами гости и участники кинофестиваля. Татьяна Догилева читала Анну Ахматову. Гоша Куценко пел. Актер Александр Тютрюмов порадовал гатчинцев шуточным стихотворением, прославляющим добродушную полноту.
По окончании церемонии открытия Александр Тютрюмов представил свой дебютный фильм – «Искушение» по пьесе «Пересечение с главной дорогой» эстонского драматурга Яана Тятте. «Мы хотели рассказать о душе человека, его пороках, а главное – предложить зрителю поразмыслить, как бы он поступил на месте героев фильма», – сказал режиссер. И зрители смотрели, затаив дыхание.