Татьяна Догилева появилась на сцене под громкие аплодисменты зрителей после демонстрации на экране кадров из известных фильмов, в которых она снималась. Весь вечер на сцене Татьяна Догилева смеялась, рассказывая о своей жизни и работе.
А начался рассказ с детства. Татьяна училась в школе при Академии педагогических наук, в четырнадцать лет была принята в студию юного актера при Центральном телевидении. Вела передачи «Отзовитесь, горнисты», «Пионерия на марше», брала интервью. Тем не менее, после окончания школы ей не рекомендовали поступать в театральный институт из-за «трудной внешности».
Татьяна мечтала повидать мир, потому что жизнь в Москве казалось ей скучной. «Думала, что даже отдаленные города России интереснее столицы», – призналась она.
Решила поступать в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы – потому что грезила о Латинской Америке. «Я думала, что именно там мое место. Хотя, конечно, смешно попасть из родного района Текстильщики на другой континент», – сказала она.
К сожалению или к счастью, мест для абитуриентов из Москвы на курсе было всего два и те «были заняты». Но что значит мечта для человека? Желание «чего-то экзотического» привело Татьяну Догилеву в институт Стран Азии и Африки. «Подумала, раз уж не Латинская Америка, так хотя бы Индия», – рассказывала она, смеясь.
Но тут начался дополнительный набор во ВГИК на курс Сергея Бондарчука. Приемная комиссия даже не стала прослушивать Татьяну Догилеву на вступительных экзаменах, сказав, что ее внешность не подходит ни для театра, ни для кино. Следующая попытка, а Татьяна уже всерьез решила стать актрисой, состоялась в МХАТе, где молодых людей прослушивала Софья Пилявская. Кстати, позже они обе снимутся в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Но и эта попытка была неудачной.
Педагоги Щепкинского училища также не взяли Татьяну, указав на то, что «речевой аппарат совершенно не пригоден к работе на сцене».
— А я была настроена уже воинственно и громко читала финальный и очень эмоциональный монолог Татьяны Лариной. Специально для прослушивания сшила себе вельветовую юбку, надела белые гольфы, но не сложилось, – с улыбкой вспоминала актриса.
Финальная попытка в ГИТИСе оказалась удачной, и в 1974 году она была принята на курс Всеволода Остальского.
В 1978 году она была принята в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола, где ей досталась главная роль в спектакле Марка Захарова «Жестокие игры». Постепенно Татьяну Догилеву стали приглашать на пробы. Сначала это были маленькие роли, в основном, подруг главных героинь. Затем была небольшая роль в «Покровских воротах». В 1983 году молодой режиссер Геннадий Мелконян пригласил Татьяну на главную роль в фильме «Нежданно-негаданно», где ее партнером стал Юрий Богатырев.
Попав в мир кинематографа, Татьяна Догилева смогла осуществить свою давнюю мечту о путешествиях. Ездила на гастроли и даже на Неделю советского кино в африканскую республику Мозамбик.
В то время все актрисы мечтали сняться у Рязанова. Как призналась Татьяна Догилева, это было почти как пропуск в мир кино и признания зрителей. Эльдар Рязанов был художественным руководителем фильма «Кто стучится в дверь ко мне», который снимал его пасынок – режиссер Николай Скуйбин. Татьяна Догилева играла в фильме небольшую роль, после которой получила от Рязанова приглашение сняться также в эпизодической роли в фильме «Вокзал для двоих», где сыграла дежурную в «Интуристе».
Когда Эльдар Рязанов приступил к созданию фильма «Забытая мелодия для флейты», многие актрисы хотели получить эту роль, в том числе и Татьяна Догилева.
— Думаю, что Эльдар Александрович остановил свой выбор на мне, потому что я очень нравилась его жене и пасынку. У нас были хорошие отношения, шутя, сказала Татьяна Догилева.
Зрители с удовольствием слушали откровения актрисы и аплодировали, когда она читала стихи любимого поэта Александра Блока.
Чуть позже она с улыбкой и нескрываемой гордостью наблюдала, как стихи поэта читает ее дочь – актриса Екатерина Догилева, которая приехала вместе с ней на кинофестиваль в Гатчину.
Татьяна Догилева рассказала о своем первом режиссерском дебюте – фильме «Лера», который был снят в 2007 году и сразу же завоевал симпатии зрителей. Во время творческого вечера она продемонстрировала свой второй фильм «Горизонт», который был снят в Юрмале в 2015 году. Догилева лично работала над сценарием, выступила режиссером, а заодно и сыграла главную роль вместе с Эммануилом Виторганом. Картина была снята за два с половиной дня и по признанию артистки, съемки фильма «были затеяны от желания независимости и свободы, которые отсутствуют в современном кинематографе, где все зависит от мнения продюсеров».
Отвечая на вопросы зрителей, Татьяна Догилева призналась, что не может назвать любимую роль, партнера или режиссера, рассказала, как познакомилась с Ленинградом благодаря Андрею Миронову, и чем ей понравилась Гатчина.
— Я рада, что приехала сюда. Хотела погулять по городу во время кинофестиваля, но погода испортила все мои планы. Но уверена, что главное в вашем городе – это люди, – искренне сказала актриса.
На финальный вопрос о своих творческих планах, Татьяна Догилева честно призналась, что у нее «нет зависимости от профессии, и она живет, как живется».