Почти 60 лет Иван Александрович отработал в Гатчине в институте ядерной физики. В год, когда пришла война, 14-летний Иван Завьялов жил с родителями в Пушкине. 12 июня 1941 года вместе со старшей сестрой и ее трехлетним сынишкой уехал на дачу по маршруту Ивановская – Костромская – Ярославская область. Когда началась война, вернуться домой было уже невозможно.
— Зимой приехали сотрудники НКВД и всех подростков, как я, погрузили на сани и увезли в город Ярославль, – вспоминает Иван Александрович. – Я был без документов, без всего, что необходимо в дороге. Нас поселили в бараках, определили паек и отправили на работы. Все чувствовали, что война будет затяжной. В начале 1942-го ходили слухи, что московское правительство хочет переехать в Ярославль. В городе была развернута масштабная работа для приема раненых, и одновременно шла подготовка к приему правительства. Подростки помогали строить бараки для раненых, расчищали площадки для будущих аэродромов. Работали по восемь часов в день.
В 1942-1943-х годах Иван Завьялов дважды пытался пробраться в Ленинград и найти родителей. И оба раза его ловили и возвращали обратно. Подростки, жившие в бараках, были на полувоенном положении. Никто не имел права уехать. Ваню строго предупредили, что в следующий раз будут наказывать не как несовершеннолетнего, а по закону военного времени.
В 1944 году Иван предпринял третью попытку уехать из Ярославля домой, и она оказалась удачной. Приехав в Ленинград, сразу отправился в Институт железнодорожного транспорта, где работал его отец. Но опоздал. Отец умер в блокаду. На Волковском кладбище поклонился могиле отца и поехал искать маму в Пушкин.
— Дом на улице Ленина (сейчас Широкая), где мы жили, был разрушен. Через Пушкин проходила линия фронта, поэтому всех взрослых вывезли – кого куда. Ночевать мне было негде. Решил ехать наудачу в Гатчину. Через Бабаловский парк вышел на станцию Александровская. Сел на попутный товарный поезд (электричек тогда не было), доехал до станции Татьянино. Спрыгнул с поезда и пошел в город. До войны приезжал в Гатчину один раз: с пацанами футбольные мячики покупали. Города я не знал. Около рынка остановился и стал расспрашивать прохожих. Одна женщина сказала, что знает мою маму. И она, и сестра остались живы. Старший брат в Новосибирске работал на военном заводе. Конечно, я был счастлив, – вспоминает Иван Александрович.
В Гатчине Иван Завьялов прожил не больше месяца. Шел последний военный призыв. И как только ему исполнилось 17 лет – пришла повестка в армию. До 1945 года он служил под Ленинградом. День и ночь их готовили к отправке на войну с Японией. Жили в землянках в районе Кавголовского озера. В начале 1945 года, когда уже все было готово к переброске на Дальний Восток, пришел приказ – отправки не будет.
— Закончилась война, и нас из землянок на буксире отправили в Кронштадт на корабли, где мы проходили практику минеров. Финский залив был основательно заминирован, чтобы немцы не могли пройти к Ленинграду. Теперь нам предстояло заняться разминированием, – продолжает рассказ Иван Александрович.
Первые два года Иван Александрович служил минером на гвардейском минном заградителе. Затем ему было предложено работать в секретной части. Через СМЕРШ прошел комиссию и еще четыре года работал. В 1951 году его служба в рядах Советской армии закончилась. В Пушкине жить было негде, и он приехал к маме в Гатчину. Пробовал себя на разных предприятиях: работал на заводе им. Рошаля, на «Буревестнике», затем на ленинградском заводе «Красный треугольник». К этому времени получил 6-й разряд инструментальщика.
Судьбоносная для него встреча произошла в электричке. Возвращаясь домой с работы, он познакомился с начальником механических мастерских гатчинского филиала Ленинградского физикотехнического института (будущего ЛИЯФ) Николаем Николаевичем Макаровым. Он предложил работу, и Иван Александрович с энтузиазмом согласился. Уже на месте понял, что образования не хватает. Поставил цель и окончил сначала десять классов вечерней школы, а затем Ленинградский механический техникум.
Все 58 лет он трудился начальником участка ЦЭТО (цех экспериментального и технологического оборудования), который делал продукцию, необходимую для ученых института – физиков, биологов. Коллектив участка в прежние годы составлял 22 человека. Работы было много, и она была интересной. В сентябре месяце прошлого года – в 89 лет! – он все-таки решился уйти. Сам написал заявление и считает свое решение принципиальным. Слишком многое изменилось.
Иван Александрович Завьялов награжден орденом «Отечественной войны I степени», медалью «За победу над Германией» и многочисленными трудовыми и юбилейными медалями.
В день рождения к нему в гости пришли председатель совета ветеранов микрорайона ПИЯФ Ольга Михайловна Коноплева, член совета Зинаида Иосифовна Паята и депутат Совета депутатов города Гатчины Александр Семенович Свердлин.
— Доброго вам здоровья, Иван Александрович, желаю вам быть таким же подтянутым и энергичным. А если понадобится помощь – обращайтесь, – сказал Александр Семенович.
Вслед за подарками и памятными открытками в честь праздника Победы и дня рождения Ивану Александровичу последовало предложение от совета ветеранов микрорайона ПИЯФ включиться в работу по патриотическому воспитанию молодежи.
На следующий день Иван Александрович принял участие во встрече ветеранов войны – сотрудников ПИЯФ и возложении венков славы. Это торжественное мероприятие традиционного проходит в институте в канун 9 Мая.